Политические взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского
Аристотель | Фома Аквинский |
Идеальная форма правления | |
Полития | Монархия |
Обоснование выбора | |
Полития – это государство, основой которого является средний класс | Согласно природе вещей править должен один. Согласно жизненному опыту |
В отличие от Аристотеля лучшей формой правления Фома признает монархию, а не политию.
Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку:
ü во вселенной единый Бог;
ü среди множества частей тела есть одна, которая движет всем, – сердце;
ü среди частей души главенствует одна – разум;
ü у пчел один царь.
Согласно жизненному опыту провинции и города-государства, которыми управляет не один, одолеваемый раздорами, «и, напротив, провинции и города-государства, которые управляются одним государем, наслаждаются миром, славятся справедливостью и радуются процветанию». Господь говорит устами Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множество пастухов испортили мой виноградник».
* * *
По замечанию Р. Тарнаса, Фома Аквинский «обратил средневековое христианство к Аристотелю и тем ценностям, каковые Аристотель провозглашал», соединив в единое целое «греческое мировоззрение во всем его объеме с христианским вероучением в единую великую «сумму», где научные и философские достижения древних оказались включенными в общий свод христианской теологии».
Учение Фомы Аквинского имеет своих последователей. В частности, современная католическая теория права (неотомистская теория права Ж. Маритена (см. 25.5) восприняла идею Фомы о естественном законе и естественных правах человека (право на жизнь ипродолжение человеческого рода), которые вытекают из самого lex aeterna, на которые не может посягать государство, принимая lex humana).
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 853;