Биологическое и социальное в антропосоциогенезе
Разработав теорию естественного происхождения человека, Ч.Дарвин не включил в неё влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие мышления человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза. Внимание на это было обращено в трудовой теории антропосоциогенеза, разработанной Ф. Энгельсом. Представители данной теории считают, что труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора. Формирующийся человек на начальном этапе становления выступает как животное, вовлеченное в небиологическое отношение, а основным социализирующим фактором является становящаяся трудовая деятельность. «Человек, - писал Ф.Энгельс, - единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния».
Антропосоциогенез – это процесс возникновения и становление человека и общества, период качественной перестройки биологического под действием социальных факторов.В начале этого процесса роль социальных факторов была очень слабой, но она непрерывно возрастала по мере их формирования в процессе становления человеческого общества. Напротив, роль биологических факторов постепенно снижалась.
Признание решающей роли труда в становлении человека и общества породило проблему генезиса самого труда. Если труд создал человека, то с чего начинается сам труд? В философской и естественно-научной литературе получило распространение представление, согласно которому труд начинается с изготовления орудий. Например, А. Спиркин в учебнике «Философия» пишет: «Ни одна обезьяна не изобрела ни одного орудия». На самом же деле обезьяны не только могут пользоваться готовыми орудиями, но они могут их изготовлять. Дж. Лавик-Гудолл, которая более 10 лет провела в джунглях Тропической Африки, наблюдая за жизнью и поведением шимпанзе, в книге «В тени человека» приводит разнообразные факты изготовления простейших орудий. Обезьяны выламывают палочки, стебли травы и собирают из них веники для ловли муравьев и термитов, используют палки в качестве рычага для извлечения меда из земляных нор пчел. Находят применение и мягким предметам. Например, собрав в комок листья, помяв и пожевав их, шимпанзе используют полученную таким образом «губку» для извлечения воды из пней и дупел деревьев.
Но где же тогда грань между орудийной деятельностью высших антропоидов и трудовой деятельностью человека? Ответ на этот вопрос дали экспериментальные исследования Г.Ф. Хрустова. Оказалось, что высшие обезьяны способны к изготовлению простейших орудий, если предмет из которого создается орудие, доступен воздействию их органов. Если из доски нужно изготовить длинную палочку (чтобы достать лакомство) и доска поддается воздействию зубам, пальцам рук и ног обезьяны, задача решается. Если толщина доски увеличивается и для получения палочки требуется включение дополнительного орудия, например, камня, задача оказывается непосильной для животного. Г.Ф. Хрустов приходит к выводу, что изготовление орудий труда с помощью других орудий является решающим критерием, отличающим трудовую деятельность человека от орудийной деятельности высших животных. Таким образом, орудийная деятельность высших животных является биологической предпосылкой, на основе которой формируется трудовая деятельность человека.
Биологической предпосылкой социальных отношений формирующихся людей является стадный образ жизни животных. Стадный образ жизни позволяет более эффективно добывать средства существования и защищаться от врагов. Он обеспечивает возможность развития более совершенных форм поведения и психической деятельности, появление первобытного человеческого стада, а в дальнейшем и первобытной родовой общины.
Сложные социальные отношения первобытных людей предполагают высокий уровень их мыслительной деятельности. Но мыслительными способностями обладают и высшие животные. В чем же состоит качественное отличие мышления человека от психики высших антропоидов? Известно, что современная психология выделяет три формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально–понятийное. Наглядно-действенное мышление характеризуется тесной связью мыслительных процессов с практическими действиями, принципиальной невозможностью решить задачу без этих действий. Наглядно-действенное мышление является основой, на которой формируются более высокие формы мышления. Специфика наглядно-образного мышления состоит в способности произвольного оперирования образами без участия практических действий. Здесь представления отражают действительность в преобразованной и обобщенной форме, в единстве существенных и случайных признаков. Исследования показывают, что этот уровень психического отражения присущ некоторым видам высших животных. Интеллект животных является вершиной психического отражения, он проявляется в способности произвольного оперирования образами и соответствует начальной фазе наглядно-образного мышления.
Вербально-понятийное мышление присуще только человеку, оно формируется на базе языка и составляет фундамент сознания. Понятие - это принципиально новая форма отражения, недоступное высшим животным. Здесь общее фиксируется не только объективно, но и субъективно. Только на этом уровне ребенок, имеющий знания о чем-либо, начинает осознавать факт обладания этим знанием. Высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных и абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей, они не обладают сознанием. Но они обладают наглядными формами мышления, которые составляют биологическую основу для появления понятийного мышления и сознания.
О высоком уровне интеллекта высших обезьян свидетельствуют эксперименты по обучению антропоидов различным видам искусственного языка. Антропоиды обладают средствами общения, сигналы которого насчитывают приблизительно 30-40 единиц: среди них есть голосовые сигналы, а также мимика, жесты и позы, но коммуникация в животном мире не выделяется в самостоятельный тип деятельности, она совпадает с поведением животного. Особенности анатомического строения гортани и надгортанника антропоидов не позволяет им овладеть членораздельными звуками, но, исходя из достаточно высокого уровня мышления шимпанзе, было сделано предположение, что, они могут усвоить некоторую систему средств общения, основанную на иной модальности, чем звуковая речь.
Широкую известность получил эксперимент с молодой самкой Уошо, которые начали в 1966 году супруги Гарднер. Для обучения Уошо они использовали амслен - американский знаковый язык, которым пользуются глухонемые Северной Америки. К шестилетнему возрасту Уошо освоила более 200 знаков для обозначения вещей, действий и состояний, которые она могла применять при общении с человеком.
В опытах под руководством Д. Румбо молодая самка Лейна обучалась «языку» используя установку, включавшую в себя компьютер, пишущую машинку, с помощью которой набиралось сообщение, и телевизионные экраны, на которых появлялось набранное сообщение. К ЭВМ было подключено механическое устройство, которое в зависимости от требований шимпанзе выполняло её желания; щекотало, обнимало, играло, выдавало пищу и питье, показывало по телевизору тот или иной фильм. Начальная стадия эксперимента по обучению Лейны была трудной и длительной, но затем Лейна сама стала спрашивать названия для ряда вещей, а также стала комбинировать знаки для обозначения предметов, названия которых она не знала. Например, огурец называла «банан, который зеленый», напиток «фанта» – «кока-кола, которая оранжевая».
Оценивая результаты экспериментов супругов Гарднер, Д. Румбо и других исследователей, многие зарубежные авторы пришли к выводу, что не существует качественного различия между психикой высших животных и мышлением человека, между языком жестов и знаков антропоидов и человеческим языком. В нашей стране результаты этих экспериментов получили главным образом негативную оценку. Так, К. Фабри и Д. Рамишвили увидели в этих экспериментах только искусную условно-рефлекторную дрессировку.
Но условный рефлекс предполагает лишь повторение того, что было усвоено животным. В данных же опытах обнаружилась способность к спонтанному употреблению знаков, которым шимпанзе специально не обучали. Эти опыты наглядно свидетельствуют об элементах функционального употребления знаков, соответствующих речи ребенка 1,5-2,5 лет.Оказалось, что шимпанзе и другие антропоиды могут усвоить особую форму оперативного языка, который, с одной стороны, выходит за рамки чисто животной коммуникации, но с другой – конечно же, не достигает уровня человеческого языка, обеспечивающего работу высших психических функций человека. «Язык» антропоидов не служит для познавательной деятельности, для регуляции собственного поведения, для организации своих психических процессов, его употребление носит зооцентрический характер. В этом состоит принципиальное отличие данного языка шимпанзе от языка человека. Но эти эксперименты убедительно свидетельствуют о том, что именно коммуникативная система различной модальности, включающая в себя звуки, жесты, позы и мимику, явилась биологической основой для появления «протоязыка» на самых начальных этапах формирования первобытного человека.
9.3. Ступени антропосоциогенеза. Концепция «трех скачков»
В современной науке общепринято, что непосредственным предшественником человека является австралопитек. Передвижение на двух ногах и свободные верхние конечности позволили австралопитекам широко использовать деревянные палки, камни и обломки костей животных для добывания пищи и защиты от хищников. Средний объем мозга австралопитековых 522 см3 (при размахе колебаний от 435 до 600 см3), он превосходил объем мозга современных человекообразных обезьян, но не намного (шимпанзе-394 см3). Но дело не только в объеме мозга. У австралопитековых не были развиты зоны мозга, связанные с такими человеческими качествами как способность к речевому общению и абстракции. Уровень развития психики и средств общения австралопитековых был выше уровня развития современных антропоидов, но различия между ними не выходили за рамки количественных изменений.
В антропологической и философской литературе долгое время господствовала концепция «двух скачков» (Я.Я. Рогинский, В.П. Якимов, Ю.И. Семенов), согласно которой в процессе перехода от обезьяны к человеку следует выделять два переломных момента. Первый скачоксвязан с появлением питекантропа, жившего на Земле около миллиона лет назад, а второй скачок связан с появлением «человека разумного».
Питекантроп считался древнейшим человеком. Его мозг был почти в два раза больше объема мозга австралопитековых, он составлял 900см3. У питекантропов была сложная общественная организация, а главное он обладал устойчивыми трудовыми навыками, о чем свидетельствует каменные орудия, которыми он пользовался. Так называемые шельские ручные рубила имели довольно сложную форму. Как показали исследования, для изготовления такого орудия требовалось произвести около 30 ударов, а это было возможно только в том случае, если у питекантропа имелось достаточно устойчивое представление о форме ожидаемого орудия.
Исследования эндокранных муляжей питекантропов показало, что наряду со значительным увеличением объема мозга произошло и принципиальное изменение его структуры. Значительное развитие получили участки коры больших полушарий, ответственные за воспроизводство и восприятия речи. Но как подчеркивают специалисты, речевая функция мозга у питекантропов была доступна в самых начальных её формах. Появление словесного языка уже позволяло архантропам осознавать некоторые хранящиеся в их памяти чувственные образы. Следовательно, только на уровне питекантропа начинается становление понятийного мышления и сознания.
Второй скачок связан с появлением человека современного типа, ископаемые предки которого, кроманьонцы, жили около 40 тыс. лет назад. Они имели огромный набор разнообразных орудий труда, сложную социальную организацию, родовую общину. Объем их мозга составил 1400 см3, он имел развитые речевые центры, что свидетельствует об оформлении членораздельной речи и развитии понятийного мышления и сознания. О достаточно высоком уровне понятийного мышления говорят памятники искусства верхнего палеолита - наскальные изображения животных, статуэтки из камня и кости, орнаментальные узоры на орудиях труда, Об этом свидетельствует и наличие религиозных представлений у кроманьонцев. Доказательством этого является ритуал погребения (умерших хоронили с оружием, украшениями, их тела покрывали охрой), а также наскальные рисунки, изображавшие колдовские образы.
Итак, долгое время создателем первых каменных орудий считается питекантроп. Однако, в 60-е годы ХХ века Л. Лики обнаружил в Олдовайском ущелье, расположенном в Восточной Африке, останки существа с объемом мозга на 150 см3 превышающий объем мозга австралопитековых. Рядом с ним были найдены каменные орудия, грубо оббитые гальки с одной или двух сторон. Творец галечных орудий стал рассматриваться антропологами как древнейший представитель человеческого рода и получил название «хомо хабилис» («человек умелый»). Поскольку абсолютный возраст хабилиса и олдовайской культуры составил 2,6 млн лет, был сделан вывод о том, что процесс антропогенеза в свете этих данных увеличился почти в три раза.
Но можно ли назвать хабилиса человеком? Ведь по своему биологическому развитию, анатомическому строению и внешнему виду он почти ничем не отличался от авторопитековых. А самое главное – он не обладал членораздельной речью, понятийным мышлением и сознанием. В коре его головного мозга отсутствовали речевые центры. У хабилиса не могло возникнуть сознание, поскольку материальной носитель сознания – головной мозг – по уровню развития почти ничем не отличался от мозга современных человекообразных обезьян.
Изготовление каменных орудий и использование их для обработки деревянных, позволяет сделать вывод, что хабилис уже переступил порог, отделяющий человека от животного, он начал трудиться. Но возможен ли труд до сознания? Это уже философский вопрос. К. Маркс писал, что труд в начальный период становления человеческого общества носил «примитивную, животнообразную, инстинктивную форму». Основываясь на этом высказывании, Б.Ф. Поршнев разработал концепцию, согласно которой именно «инстинктивный труд» предшествовал подлинно трудовой человеческой деятельности. Но понятие «инстинктивный труд» противоречиво в своем основании. Инстинкты – это врожденное, наследственно закрепленные формы поведения, а понятие «труд», напротив, призвано выразить формы деятельности, основанные на научении. Поэтому ни инстинктами, ни условными рефлексами объяснить появление трудовой деятельности невозможно.
Некоторые наши философы считают, что труд может быть только сознательным, что труд и сознание являются ровесниками и появляются одновременно. Но тогда нужно отказаться от трудовой теории происхождения человека и невозможно объяснить появление трудовой деятельности у хабилиса, поскольку у него отсутствует сознание. Проблема решается, если предположить, что трудовая деятельность хабилиса осуществлялась на базе наглядных форм мышления. Поскольку в свете современных этологических и зоопсихологических исследований формирование начальной фазы наглядно-образного мышления достижимо уже на уровне антропоидов, а уровень развития хабилисов был неизмеримо выше, то логично предположить, что они обладали развитыми формами наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развитой способностью произвольного оперирования представлениями разной степени общности.
Таким образом, обобщение достижений современной науки и уточнение содержания и соотношения таких философских понятий как «труд», «мышления», «сознание» и «язык» позволяет нам сформулировать новую концепцию антропосоциогенеза, концепцию «трех скачков». Действительно, реконструкция основных этапов антропосоциогенеза приводит в выводу о наличии трех скачков, трех основных этапов в процессе перехода от биологического к социальному.
Первый скачок связан с началом становления трудовой деятельности «человека умелого» около трех млн. лет назад. Протоантропы были творцами первой каменной культуры, они переступили порог, отделяющий животных от древнейшего человека.
Второй скачок связан с появлением архантропов (питекантропов и синантропов), живших на земле около миллиона лет назад. Только на этом этапе появляются первые элементы вербального языка, а вместе с этим – зачатки понятийного мышления и сознания.
Третий переломный момент в антропосоциогенетическом развитии был вызван переходом от эпохи первобытного человеческого стада к родовой общине и формированием человека современного типа. На этом этапе завершилось становление членораздельной речи, понятийного мышления и сознания, открылись возможности для быстрого прогресса человеческой культуры.
9.4. Глобальные проблемы современности
Проблема соотношения природы, человека и общества оказалась в центре современных дискуссий в связи с обсуждением глобальных проблем современности. Сам термин “глобальный” ведет свое происхождение от латинского слова “глобус“, то есть Земля, земной шар. Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс и будущее человечества. ГПС – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, а следовательно, и каждого из нас. Если не будет найдено их решение, то человечеству угрожает гибель или серьезный регресс в условиях самой жизни. Решение ГПС возможно только совместными усилиями всех стран мира.
К числу основных глобальных проблем современности относят следующие:
1.Проблема войны и мира, т.е. задача предотвращения мировой термоядерной войны.
2. Экологическая проблема. Прежде всего, это предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, явления «парникового эффекта», образования «озоновых дыр» и т.д.
3. Ресурсная проблема (проблема продовольствия, промышленного сырья и источников энергии).
4. Проблема освоения мирового океана. В недрах морского дна запасы железа примерно одинаковы с запасами на суше, обнаружены огромные запасы нефти и газа, каменного угля и цветных металлов. Кроме того, мировой океан обладает огромным резервом для решения сырьевой и продовольственной проблем.
5. Проблема освоения космического пространства.
6. Проблема преодоления возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, устранение экономической отсталости, ликвидации голода, нищеты и неграмотности.
К числу глобальных проблем многие авторы относят также международный терроризм, распространение СПИДа, наркомании и алкоголизма, проблемы образования, культурного наследия, нравственных ценностей и т.д. Но, думается, что следует различать глобальные и универсальные проблемы. Универсальные проблемы – это общие проблемы для всех стран, но для их решения не требуется усилий всех стран планеты. Поэтому проблемы алкоголизма, образования, культуры и нравственных ценностей – это не глобальные, а универсальные проблемы.
Вопросы зачета и экзамена по КСЕ
1. Роль гуманитарного и естественно-научного образования в формировании современного специалиста.
2. Предмет, цель и значение курса «КСЕ».
3. Специфика научного познания.
4. Основные методы научного познания.
5. Возникновение и развитие античной науки.
6. Научные революции в развитии естествознания.
7. Современные модели развития научного знания.
8. Перспективы развития науки.
9. Структурные уровни организации материи.
10. Механистическая картина мира. Галилей, Кеплер, Ньютон.
11. Электромагнитная картина мира. Эрстед, Фарадей, Максвелл.
12. Принципы дальнодействия и близкодействия в физике.
13. Концепции пространства и времени в философии и физике.
14. Пространство и время в теории относительности.
15. Открытия в области физики конца ХIХ–начала ХХ веков.
16. Теория атома Н.Бора.
17. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике.
18. Структура и систематика элементарных частиц.
19. Строение и эволюция звезд, планет и галактик.
20. Солнечная система и строение Земли.
21. Современные космологические модели Вселенной.
22. Антропный космологический принцип.
23. Динамические и статистические закономерности в природе.
24. Второе начало термодинамики и «теория» тепловой смерти Вселенной.
25. Синергетика как новое мировидение.
26. Предмет биологии и этапы её развития.
27. Структура биологии и уровни живого.
28. Концепции возникновения жизни на Земле.
29. Основные понятия и проблемы генетики.
30. Клонирование и его перспективы.
31. Концепции происхождения человека.
32. Биологическое и социальное в антропосоциогенезе.
33. Ступени антропосоциогенеза. Концепция «трех скачков».
34. Глобальные проблемы современности.
Рекомендуемая литература
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
2. Ахлибинский Б.В. Философские проблемы современного естествознания. СПб., 1992.
3. Балашов Ю.В. «Антропные аргументы» в современной космологии // Вопросы философии. 1988. № 7.
4. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
5. Бутырин Ст. Теория раздувающейся Вселенной и ее философское значение // Философские науки. 1985. № 5 .
6. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981.
7. Гейзенберг В. Шаги за горизонтом. М., 1987.
8. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
9. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.
10. Гудков Н.Л. Идея «великого синтеза» в физике. Киев, 1990.
11. Данин Д.С. Вероятностный мир. М., 1981.
12. Дарвин Ч. Происхождение видов. М., 1987.
13. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. М., 1979.
14. Ерахтин А.В. Проблемы мышления и сознания в философии и научном познании. Иваново, 1990.
15. Ерахтин А.В., Портнов А.Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии. М., 1984.
16. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., 1988.
17. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
18. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.
19. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д., 2001.
20. Кругляков Э. Физики не верят в чудеса // Аргументы и факты. 2001. №6.
21. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1992.
22. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
23. Луи де Бройль. Революция в физике. М., 1965.
24. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., 1986.
25. Мороз О.П. От имени науки. О суевериях 20 века. М., 1989.
26. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999.
27. Новиков И.Д. Эволюция вселенной. М., 1990.
28. Окунь Л.Б. Элементарное введение в физику элементарных частиц. М., 1985.
29. Оприн А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М., 1960.
30. Пригожин И., Стренгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
31. Равинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.
32. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1975.
33. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.
34. Фейман Р. Характер физических законов, М., 1987.
35. Философия и методология науки. М., 1997.
36. Фридман А.А. Мир как пространство и время. М., 1965.
37. Шкловский И.С. Звезды, их рождение, жизнь и смерть. М., 1977.
38. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.
39. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
40. Югай Г.А. Общая теория жизни: диалектика формирования. М., 1995.
Составитель
Ерахтин Арнольд Валентинович
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Методические материалы
для самостоятельной работы студентов
Печатается в авторской редакции
Подписано в печать 20.06.2006. Формат бумаги 60х84 1/16.
Печать плоская. Печ. л. 5,0. Тираж 100 экз. Заказ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Ивановский государственный архитектурно-строительный университет".
153037, г. Иваново, ул. 8 Марта, 20.
Отпечатано в ООО “Поли Принт”.
153032, г. Иваново, ул. Станкостроителей, 12.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3020;