Психологические явления, возникающие в больших социальных группах
Человек живет в обществе и строит с ним (с другими людьми в нем) определенные отношения. Само же общество состоит из значительного количества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих. Психологическая наука не может не уделять внимания психологии людей, живущих и работающих в различных общностях. И общество, и различные социальные группы имеют в свою очередь своеобразные психологические характеристики, в них функционируют многочисленные психологические явления и процессы.
Психология общества имеет свою сложную структуру, в которую обычно включают системообразующий и системно-динамический слои, а также базовые компоненты.
Системообразующий слой включает в себя явления, задающие качественное своеобразие психологии общества и определяющие основные особенности ее как целостности. Они и причина консервативности, трудной изменчивости, «верности» длительному историческому опыту и выводам из него. К ним относятся общественные интересы, потребности, убеждения, идеалы, память, верования, традиции, обычаи и т. д.
Системно-динамический слой состоит из постоянно возникающих и исчезающих проявлений психологии общества и являющихся следствием изменений, происходящих в нем.
Г
£ нему относится смена общественного мнения, настроений, ожиданий, решений.
Базовые компоненты психологии общества представляет собой непосредственное ее содержание и включают в себя общественное сознание и самосознание, духовно-психологическую культуру, менталитет народа, социально-психологический климат и общественную активность.
Общественное сознание — это результат материальной, духовной и психологической жизни общества, его материального, социального и исторического развития. То есть, с одной стороны, — это общественно-исторический, внеситуативный феномен. С другой стороны, общественное сознание в каждый конкретный момент времени всегда имеет конкретную форму выражения. Оно, во-первых, претерпевает вместе с обществом в целом закономерное развитие и трансформацию. Во-вторых, общественное сознание в каждый момент своего существования (на каждом этапе своего развития) соответствует основным характеристикам общества, принимая в зависимости от них конкретные формы. По своему содержанию общественное сознание есть не что иное как отражение в сознании людей состояния их общественного бытия, общественных и психологических отношений как в историческом, так и конкретно-ситуативном плане.
В свою очередь общественное самосознание представляет собой психологическую самоидентификацию населения как общества, характеризующуюся осознанием им своей целостности и своеобразия отличия от населения других государств.
Духовно-психологическая культура — исторически определенный уровень (степень) развития духовных сил и возможностей народа, системы доминирующих в нем духовных ценностей. Обычно в ней выделяют культуру ценностей, отношений, норм поведения, мышления, нравственности, воспитанности, языка, национальной символики (гербы, флаги, гимны, традиции, обычаи, ритуалы), культуру искусства, социальную, политическую, правовую и др.
Менталитет народа — исторически сложившийся психологический склад мышления, образ мыслей, оценок, ду-
ховных установок, привычных социальных предпочтений ц вкусов людей, живущих в обществе.
Психологический климат в обществе — проявление обще-ственной психологии как благоприятной или неблагоприятной для жизни и деятельности населения, его групп и гра>к-дан. Наиболее ярко он выражается в удовлетворенности-неудовлетворенности людей, групп жизнью в обществе и происходящими в нем социальными изменениями и процессами, деятельностью государственного аппарата. Проявляется он в общественном мнении и настроениях, в социально-психологическом самочувствии граждан.
Общественная активность — это реальная практика поведения населения, оцениваемая с социальных позиций и направленности на обеспечение сбалансированности интересов личности и группы.
Общество состоит из социальных групп, представляющих собой устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами. Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.
Большие группы — общности людей, существующие в масштабах страны, государства и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности:
• они постоянно развиваются и совершенствуются;
• они имеют свои сугубо специфические интересы;
• они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешние взаимодействие;
• они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.
Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности.
V
Обычно различают классы, этносы (нации), политические общественные организации, религиозные конфессии.
Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать средними социальными группами.
Малые группы — небольшие общности, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизиро-ванные отношения.
Микрогруппы — группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.
Организованные группы — группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.
В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, или существующими непродолжительное время. Психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях, обычно называют массовидными, т. е. возникающими стихийно в общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов.
Кроме того, различают психологические механизмы, с помощью которых строится взаимодействие, общение и взаимоотношение людей в группах, К ним относят подражание и заражение. Подражание — это психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей. Заражение представляет собой психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в Условиях непосредственного контакта, отражающий их под-верженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.
Различают также формальные и неформальные группы. Пер-вые имеют заданную извне структуру, вторые создают ее
сами. Формальная группа функционирует в -соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемы, ми целями, положениями, инструкциями, уставами. Нефор. мальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий.
Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными.
Высокоразвитые группы — это группы давно созданные отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченности и т. д. Обычно их называют коллективами.
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.
Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.
Первичные группы — группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми.
Вторичные группы — это группы, состоящие из ряда первичных. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.
Психологические явления в группах можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к конкретным общностям, по устойчивости, по степени осознанности и т. д. Основополагающей и методологически более значимой выступает их классификация по принадлежности людей к различным социальным группам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их функционирования.
Кроме того, следует помнить, что в основе всех психологических явлений в обществе лежат общесоциальные про' цессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и
общения людей. В ходе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода социальные связи, расширяя рамки и границы этих процессов. Без правильного понимания их специфики нельзя хорошо понять психологию людей.
К психологическим явлениям, возникающим в группах относят: общесоциальные процессы, явления и процессы, возникающие в больших, малых группах и в неорганизованных общностях, явления, относящиеся к личности.
Общесоциальные процессы представляют собой феномены, которые обеспечивают проявление психологии многих людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам. К ним относят: взаимодействие, социальную перцепцию, взаимоотношения, общение.
Взаимодействие — это процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.
Социальная перцепция (синоним: социальное восприятие) — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.
Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.
Психологические явления и процессы, возникающие в больших группах, представляют собой феномены, проявляющиеся при общении, взаимодействии и взаимоотношениях людей в классовых, этнических (национальных), политических и религиозных общностях.
Классовая психология (психология различных классов) — это психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотноше-
ний представителей различных классов, а также социально-психологические особенности представителей последних. Обычно к этому виду явлений относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настроений, отношений, поведения его представителей.
Под классами в психологии обычно понимаются большие, организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).
Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил. Их существование связано с исторически определенными способами производства.
Класс является одним из главных субъектов сознания об- . щества и под непосредственным воздействием именно этой общности складываются основные социально-психологические явления (общественные отношения, социальное взаимодействие и взаимоотношения, общение и настроения людей).
Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.
Потребности класса — это побудительные силы его активности и развития. Специфика деятельности класса развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. Предпринимательская деятельность, например, буржуазии формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли.
Интересы класса — другая важнейшая его движущая сила, обусловленная положением класса в системе производственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки какого-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизненные устои. Социальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклассовых групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других классов или социальных групп. Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникновению классовой борьбы.
Ценности (ценностные ориентации) класса — это выработанные его общественным сознанием идеалы, обусловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых проходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на догмате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся залогом личного раскрепощения, единственным средством достижения благополучия и независимости для себя и своих потомков.
Ролевые представления класса — его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработанных на основе повседневной деятельности.
Нормы поведения класса — определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его представителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, которым должно удовлетворять их поведение и которые регулируют, контролируют, направляют и оценивают их поступки и действия.
Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся пра-ила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов
класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и организованную общность людей.
Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Развитие научно-технической революции, государственно-монополистического капитализма привело к значительному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усилило разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принадлежащих к одному и тому же классу.
Для того чтобы научно обоснованно выявить психологические характеристики классов и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать:
• детерминанты классовой психологии;
• основу ее образования.
Если в качестве детерминантов психологии класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень его развития, социально-экономические отношения, составляющие существо данной формации, то основу образования психологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.
Обычно различают следующие психологические особенности представителей рабочего класса, буржуазии, средних и маргинальных слоев населения.
Основными характеристиками психологии рабочего класса (индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, средних и низших служащих) являются: трудолюбие; меньшая удовлетворенность (по сравнению с другими классами и социальными группами) своим социальным и материальным положением; слабый социальный конформизм; сильная мировоззренческая ориентированность; способность, а
очень часто и настойчивое стремление к массовому выражению своих социальных и имущественных настроений и переживаний; большая подверженность влиянию идеологической (информационной, культурной, национальной и националистической) пропаганды и агитации; большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп; высокая степень внутриклассовой организованности и сплоченности и др.
Следует иметь в виду, что существуют значительные психологические различия между рабочими и крестьянами, которые обусловлены неодинаковыми условиями жизни в городе и деревне. Сельскохозяйственные рабочие в большей степени выдержанны, настойчивы, менее подвержены перепадам в настроениях и переживаниях и т. д.
Отличительными психологическими особенностями класса буржуазии (высшие и средние собственники, высшие наемные управляющие, представители власти, финансовые олигархи) являются: рациональный образ мышления и деловой этики; самоотдача и самоограничение в производственной деятельности; индивидуализм и себялюбие; ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе; высокое стремление в получении максимальной производственной и финансовой прибыли; преданность своему делу, проявляющаяся в том числе и в непрерывной нацеленности на его расширение, постоянное вкладывание в производство все новых и новых денег, стремление укрепить, расширить и усовершенствовать его, завоевать новые рынки сбыта продукции; высокая деловая (а часто и межличностная) агрессивность; стремление сохранить себя в составе привилегированного класса и др.
Средним слоям населения (мелкой буржуазии и мелким собственникам, интеллигенции и административному персоналу), как правило, присущи следующие особенности психологии: трудолюбие; преданность профессии и своему делу; высокая степень ответственности и чувства долга; высокий прагматизм и индивидуализм; компетентность и организационный талант; умение перспективно мыслить; наличие навыков эффективно организовывать свою деятельность и
работу других людей; часто присутствие ощущения неустойчивости (эфемерности) своего труда и своих усилий; периодическое присутствие чувства страха, бессилия, неспособности повлиять на ход событий и др.
Маргинальным слоям населения (безработным, нищим, бомжам) обычно присущи: неверие в свои силы, убеждение в безысходности своего положения, моральная и духовная деградация, социальный страх и др.
Национальная (этническая) психология — это психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности. Этническая психология существует и проявляется в форме национального самосознания, национального характера, национального темперамента, национальных интересов и ценностных ориентации, чувств, настроений и традиций (ее структурообразующая сторона) и национально-психологических особенностей (ее динамическая сторона) представителей конкретных этнических общностей.
Под этнической (национальной) общностью обычно понимается совокупность людей, объединенных такими признаками, как единство исторического развития, территории, языка, культуры и психического склада. В основе существования этнической общности лежит осознание ею своей целостности, выражаемой понятием «мы» по сравнению с понятием «они».
Национальная психика (нацонально-психологические явления) — составная часть общественного сознания (общественной жизни) людей, его важнейшего компонента — общественной психологии. Она реальна, проявляется в поступках и поведении людей и их групп и опосредует все формы их сознания — политику, право, мораль, религию, науку, искусство и философию. В свою очередь, этническая психология — это отрасль социальной психологии, изучающая национальную психику людей.
Национально-психологические явления проявляются по механизмам национальной установки и национального сте-
реотипа и имеют определенные свойства, отражающие специфику проявления их закономерностей. К ним относятся:
• способность детерминировать все другие психические явления (каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и длительный национальный опыт развития);
• чрезвычайное многообразие (у каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеют свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление);
• невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю (у представителей разных этнических общностей своя специфика проявления их психики);
• большие по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость.
Национальная психика имеет свою структуру, включает в себя системообразующую и динамическую стороны. В системообразующую сторону входят:
• национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений;
• национальный характер — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности;
• национальный темперамент — их специфические поведенческие характеристики;
• национальные интересы и ориентации — общественно-психологические явления, отражающие мотивацион-ные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности;
• национальные чувства и настроения — эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям;
• национальные традиции и привычки — прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы действий, общения представителей конкретной этнической общности.
Динамическая сторона психологии нации, которую обычно называют национально-психологическими особенностями людей, в отличие от системообразующей позволяет точно выявить и осмыслить специфику проявления и функционирования национально-психологических явлений.
Принято считать, что в структуру динамической стороны национальной психологии входят:
• мотивационно-фоновые национально-психологические особенности (к ним относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативности, настойчивости и т. д.*), которые характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей;
• интеллектуально-познавательные, определяющие своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов (особое сочетание таких характеристик, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др., с одной стороны, а также соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т. д. — с другой, обус-
* Нельзя считать при этом, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость — другому. И первое, и второе качества общечеловеческие. Поэтому речь может идти не столько о каких-то определенных наборах этих характеристик, сколько о степени выраженности той или иной черты, о специфике их у представителей конкретных народов.
ловливают своеобразные параметры интеллектуальной активности и порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных наций*);
• эмоционально-волевые, обусловливающие функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности (например, хорошо известны интровертированность и выдержанность англичан и немцев, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев; многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы);
• коммуникативно-поведенческие, охватывающие специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношения представителей конкретных народов (они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т. д.).
Политическая психология (политико-психологические феномены) — это психологические явления и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций и являющиеся составной частью общественной психологии, с помощью которой осмысливается система политических отношений в государстве. В свою очередь, политика (политические отношения) представляет собой организационную
* Например, у французов присутствует математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность. У англичан — высокая способность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуальный практицизм. Считается, что у некоторых азиатских и африканских народов мышление несколько заторможенное.
и регулятивно-контрольную сферу жизни общества, одну из важнейших в системе других таких же сфер: экономической идеологической, правовой, культурной, религиозной. Политика реализуется в борьбе за власть в обществе (государстве). Сущность политической психологии реализуется в результате и процессе отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей. Ее содержание составляют политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чувства людей, испытывающих влияние политики. Специфика политической психологии состоит:
а) в высокой степени выражения и отражения социально-классовых интересов людей;
б) активном влиянии политики на другие формы общественного сознания (право, мораль, религию, науку, искусство и философию).
Политическая психология выполняет определенные функции. Ее познавательная функция политического сознания призвана представлять систему знаний об окружающей политической деятельности людей. Оценочная функция политической психологии способствует ориентации людей в политической жизни, оценке политических событий. Ее регулятивная функция предоставляет людям ориентиры относительно их участия в политической деятельности. Интегрирующая функция политического сознания способствует объединению социальных групп общества на базе общих ценностей, идей, установок, а прогностическая функция создает основу для предвидения содержания и характера развития политических явлений и процессов. И, наконец, нормативная функция политической психологии служит основой для формирования общепринятого образа политического будущего.
Психологическая наука по-своему классифицирует и изучает политические явления, подходя к ним с точки зрения целей, средств и результатов политики. В рамках этих явлений она исследует:
• мотивы (потребности), интересы, привычки, взгляды, склонности и убеждения людей, инициирующие их политическую активность и вызывающие определенные
реакции на политические процессы, а также потребность во власти, лидерстве, достижении политических целей; индивидуальные и социально-политические характеристики политического сознания индивидов и социальных групп с учетом их классовой, национальной, конфессиональной и половозрастной принадлежности;
• психологические закономерности политического мышления, его содержательные компоненты и структуру; психологические особенности формирования представлений и взглядов, относящихся к политической деятельности, борьбе за власть, в том числе и политическому соперничеству, лидерству; психологические закономерности и механизмы принятия политических решений; вопросы выработки специальных методов познавательного и интеллектуального стимулирования и контроля политической деятельности, борьбы за власть, ситуативного поведения субъектов и объектов политики;
• индивидуальные и групповые чувства, настроения и переживания, возникающие в ходе политической деятельности и сопровождающие ее; психологические закономерности влияний эмоций и чувств, воли на результативность и содержание деятельности субъектов и объектов политики, формирование симпатий и антипатий, политической фрустрации, напряженности и т. д.;
• наиболее общие закономерности и особенности политического общения, взаимодействия и взаимоотношений как индивидов, так и групп людей (в том числе и в зависимости от их принадлежности к конкретным классам, нациям, конфессиям, профессиональным и половозрастным общностям); психологические особенности социализации субъектов и объектов политической деятельности (партийных и беспартийных, лидеров и простых участников и т. д.); ролевое поведение людей, вовлеченных в политику, борьбу за власть; психологические механизмы формирования и развития общественного мнения в условиях политической активности; законо-
мерности проявления, роста и снижения общественного интереса к политике; способы и приемы формирования имиджа политических лидеров; своеобразие руководства и управления в политической деятельности и борьбе за власть; своеобразие зарождения и трансформации стихийных форм политической активности, политического экстремизма и аморализма в политической деятельности и борьбе за власть; особенности функционирования массовых коммуникативных процессов в ходе политической деятельности и борьбы за власть. Интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен тем, что, во-первых, любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, а очень часто и испытывает и превосходство над ними.
Во-вторых, люди всегда играют (или выполняют) в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, всегда является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид во всех случаях или властвует или подчиняется. Сам этот процесс носит психологически неоднозначный характер, основываясь на господстве и подчинении. И если в межличностных отношениях в семье, в частной социальной жизни господство и подчинение, как правило, не абсолютизируются, сглаживаются, то в общественной жизни и во взаимоотношениях между общностями людей наличие власти считается необходимым условием существования, хотя это и приводит часто к конфликтным ситуациям, которые порой очень трудно разрешить.
В-третьих, без отношений господства и подчинения (и соответственно власти) не может существовать ни одно государство, в том числе и демократическое, так как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.
Власть, властные отношения, таким образом, постоянно опосредуют поведение, деятельность и поступки людей, кардинальным образом влияют на их внутренний мир и взаи-
моотношения с другими индивидами. Под их воздействием происходят значительные изменения в обществе и окружающем мире, индивидуальном и общественном сознании.
С психологической точки зрения власть — это способность и возможность (личности, группы, класса, нации, партии, государства и т. д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе.
В то же время власть как общественное явление подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в которых экономические факторы играют решающую роль. Общественная система в целом (прежде всего, экономический строй общества) и, в частности, ее влияние на социальный уклад жизни людей определяют фактический доступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления.
Власти присущи универсальные социальные свойства: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.
Научный подход к пониманию власти требует учета многообразия ее видов и форм реализации в обществе, тщательного анализа особенностей ее проявления.
Основные функции власти сводятся:
• к формированию политической системы общества; организации его политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государствами и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т. д.;
• управлению делами общества на разных уровнях; руководству органами власти и политическими, а также неполитическими процессами;
• контролю политических и других отношений и в конечном итоге созданию определенного, характерного для
того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от других государств), присущей данному государству политической системы, соответствующих им политических отношений и иных политических характеристик общества. Ведущую роль в политике и властных отношениях играют политические лидеры. Политический лидер — ведущее лицо политического процесса, осуществляющее объединение и сплочение социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования. Политический лидер выполняет определенные функции:
• планирует политические акции, занимается поиском своих сторонников, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромиссы или на решительное изменение политики;
• согласовывает действия институтов власти, приводит их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей;
• осуществляет социальный арбитраж, защиту масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе;
• обеспечивает коммуникацию власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства;
• обеспечивает поддержку единомышленниками, окружением, обществом своих планов и программ.
Основными психологическими чертами политического лидера являются:
• наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп;
• популярность, умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;
• политическая воля, готовность брать на себя ответственность;
. острый ум, политическая интуиция и высокая политическая культура;
• организаторский талант и ораторские способности;
• способность повышать свой авторитет.
Классификация политического лидерства достаточно разнообразна. Обычно лидеров подразделяют на виды по социальной природе их авторитета (различают традиционного, бюрократического и харизматического лидеров), по отношению авторитета к людям (различают авторитарного и демократического лидеров), по отношению к политической системе (различают лидеров функциональных и дисфункциональных, конформистов и нонконформистов) и по стилю лидерства.
Традиционный лидер — лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае — носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречающимся в обществе (монархия).
Бюрократический (рационально-легальный) лидер — опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр).
Харизматический лидер — лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя готовым для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед.
Авторитарный лидер — это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу.
Демократический лидер — лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышленников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество.
Функциональный лидер — лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности.
Дисфункциональный лидер — лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.
Лидер-знаменосец — лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет.
Лидер-служитель — лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы.
Лидер-торговец — лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами.
Лидер-пожарный — лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности.
Лидер-актер (демагог) — лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем на деле.
Лидер-конформист (нонконформист) — лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.
Религиозная психология — это психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих, а также их культовое и ритуальное поведение.
Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а другой — лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях.
Религия (религиозно-психологические феномены) — особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований, практических действий и переживаний, к которым, как давно уже доказали психологи, люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира. Глубинные истоки религии, таким образом, берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия имеет свои психологические особенности. Во-первых, религия, как уже отмечалось, — эта специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих. Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп (групп верующих) и конфессиональной (групповой) исключительности. В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.
Кроме того, религии как специфической форме общественного сознания присущи: особое сочетание и взаимодействие идеологии и психологии, наличие своеобразных видов практического религиозного опыта верующих, преимущественная направленностью религии на постоянное удержание верующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой.
Религия включает в себя проявления религиозного сознания, культов и деятельности религиозных организаций.
Религиозное сознание представляет собой составную часть общественного сознания, сферу духовной жизни общества, основанную на вере в сверхъестественное. Оно включает в себя два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию.
Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей, присущих всей массе верующих. Она формируется под непосредственным влиянием условий жизни и религиозной идеологии.
Религиозная идеология (как более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа) включает в себя:
• религиозную философию — наиболее общие представления религии о происхождении реального и потустороннего мира, боге, церкви, священнослужащих и верующих;
• теологию (богословие) — систему различных богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения (основой теологии является священное писание, содержащее совокупность «богооткровенных истин», которые и становятся объектом теоретических объяснений религиозных деятелей, чьи усилия направлены на то, чтобы привести в систему, обобщить и согласовать все элементы религии, приспособив их к массовому сознанию людей);
• религиозно-ориентированные теории — различные религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-этические, религиозно-эстетические и другие концепции (в соответствии с принципами религиозного мировоззрения они интерпретируют различные аспекты экономики, политики, морали, права, этики, эстетики, искусства).
Религиозная деятельность осуществляется в виде проповедей, молитв, обрядов, богослужений, отправления церковных праздников и соблюдения постов, которые проводятся по законам, установленным религией и регулируются церковными служащими.
Существует несколько основных типов религиозных организаций — церковь, деноминация, секта.
Церковь — религиозная организация, способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии.
Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы.
Секты — это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.
В настоящее время к основным известным религиям относятся христианство, ислам, буддизм, иудаизм, индуизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм.
Христианство (от греч. christos — «помазанник», «Мессия») — одна из мировых религий, имеющая три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. Общим признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом высту-
пает как Богочеловек, Спаситель мира. Главным источником христианского вероучения является Священное Писание — Библия, особенно ее вторая часть — Новый Завет.
Основными особенностями христианства являются: вера в единственный путь спасения — уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; противопоставление плотским удовольствиям строгого аскетизма, а высокомерию и тщеславию — сознательного смирения и покорности, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божиего на земле. Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде.
Ислам — другая мировая религия, возникшая в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Бог ислама (Аллах) — Бог воздаяния за дела, Бог-судья. В отличие от христианства, ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и политической организации в обществе. Ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его противников. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло — злом, быть щедрым, помогать бедным и т. д.
Буддизм — религия, возникшая в V—VI вв. до н.э. на Дальнем Востоке. Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т. е. состояния вечного покоя и блаженства, свободы от всех моральных и умственных заблуждений. Никто и ничто не может спасти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к спасению. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов — медитация, перевоплощение и др. Немалое место в буддиз-
yic занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.
Иудаизм — одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н.э. среди еврейских племен Палестины. Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство. В отличие от последнего, а также ислама и буддизма, — религий, которые обычно исповедуют люди разных национальностей, иудаизм неотделим от еврейского народа — доверенного народа Бога, которому приписывается особая роль. Отвержение Христа и ожидание вместо него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.
Индуизм — религия, сформировавшаяся в I в. н.э. в Индии. Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, — христианство, иудаизм или ислам — прежде всего тем, что в отличие от них не представляет собой целостного учения и тем, что был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований. Индуизм не имеет единого авторитетного Священного Писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше (или ниже) и т. д.
Сикхизм — индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма и синтезировавшая ряд индуистских и мусульманских черт. Он представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиции, поднявшись над их разногласиями.
Конфуцианство — этико-политическое учение, основанное древнекитайским мыслителем Конфуцием. Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительно-
сти, в соответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах; учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.
Даосизм — одна из китайских религий, возникшая во II— III вв. Он формировавал у верующих естественность, простоту религиозных представлений и религиозных верований, ориентировал не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, сострадание и помощь.
Джайнизм — религия, принявшая общую для индийских вероучений концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны. Не признавая существования Богатворца, она считает душу человека вечной субстанцией, а мир — изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.
Синтоизм (от японск. синто — букв, «путь богов») — сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является Аматэрасу, а ее потомком — Дзимму, мифический предок японских императоров.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 643;