Культурно-досуговая» - подчеркивается социально значимая цель: не только отдых, но и повышение культурного уровня.

2.2. Сфера культурно-досуговой деятельности индустриально развитых зарубежных стран условно делится на три сектора: коммерческий, государственный и волонтерский (добровольческий).

Коммерческий сектор охватывает большое количество фирм, компаний, предприятий, обществ, корпораций и полностью зависим от социально-культурных, досуговых потребностей личности. Главной особенностью сектора является непосредственная заинтересованность в получении прибыли. Поэтому его деятельность направлена на:

1. содержание зрелищных и развлекательных заведений и учреждений (дискотек, театров, концертных залов, игорных домов, казино, ночных клубов, кабаре и т.д.):

2. обслуживание личностей с ярко выраженным стремлением к самообразованию (содержание библиотек, музеев, картинных галерей);

3. обслуживание всех видов туризма, в т.ч. и автомобильного, «престижных» видов спортивной деятельности (например, гольфа, тенниса, водного спорта, яхт-клубов).

4. содержание ресторанов, кафе-клубов, баров (в Германии. Франции, США очень популярны т.н. «кафе-клубы», в которых функционально объединяются отдых и общение, игротека и учреждение общественного питания):

5. индустрия массового досуга и развлечений (финансирование рок- групп, проведение коммерческих фестивалей, конкурсов красоты и моды, создание и прокат фонозаписей, видеокассет, дисков и т.д.).

Важную роль в организации досуга играют разнообразные объединения, клубы и ассоциации, которые принадлежат к волонтерскому сектору.

Характеристики коммерческого сектора:

- демократизм в управлении;

- определенная автономия по отношению к официальным властям:

- ориентированность на получение прибыли.

В Англии и Японии получили распространение промышленные клубы, основной задачей деятельности которых является популяризация своей фирмы и организация отдыха рабочих и служащих. В США такие учреждения-клубы возникают не только при фирмах или небольших предприятиях, но и при корпорациях. Корпорация «Уимси ентертеймент» (Калифорния) содержит 23 семейных центра при своих филиалах, которые находятся в Китае и Гонконге. В 1996 г. в Стоктоне (США) начал свою деятельность еще один семейный центр, располагающий зоной развлечений для детей и их родителей, сетью магазинов и предприятий общественного питания.

Государственный сектор Значительное количество учреждений индустрии досуга и клубных объединений принадлежит государству. Гос. сектор обеспечивает рекреационные услуги на двух уровнях: 1) федеральном (использование земель и вод в досуговых целях);

2) местном (власти штатов, округов, графств обеспечивают квалифицированное руководство, разрабатывают досуговые программы, изыскивают источники финансирования). В распоряжении местных органов власти находятся земли, леса, парки, водоемы, здания.

В индустриально развитых странах сложилось несколько моделей управления и разработки культурной политики на государственном уровне:

1. создание министерств культуры (Франция),

2. передача функций государственного управления внешним независимым органам, организации, в которую входят известные деятели культуры (примеры - Британский Совет искусств. Национальный фонд искусств в США и Австралийский Союз),

3. третья модель - полная децентрализация управления культурой (Бельгия, Германия).

За последние годы практика финансирования культуры и искусства претерпела существенные изменения. С начала 80-х годов ХХ в. целенаправленная политика в области культуры привела к увеличению вложений в Канаде, Франции, Англии. Но с начала 90-х годов бюджетные сокращение затронули, прежде всего, сферу культуры. Особое значение приобрели жесткий контроль в выборе приоритетов и оценка доходов от вложений. Постепенно складывалось мнение, что затраты на искусство - роскошь и истощение экономики. Лишь немногие страны (например, Нидерланды), адаптировались к новой экономической ситуации и избежали существенного сокращения ассигнований на культуру, выработав специфическую стратегию финансирования. Особенно сильно пострадал культурный сектор в странах бывшего соцлагеря, где культурная инфраструктура и механизм финансирования были разрушены. Даже такие известные коллективы, как Кировский балет и Большой театр в РФ, сократили свой бюджет до 20%.

Во всем мире отмечается тенденция найти новые источники финансирования — как общественные, так и частные, что позволит создать тотальную систему поддержки культуры.

В последние годы возросла роль независимых, неправительственных источников финансирования, таких, как корпорации, фонды, свободные ассоциации, а также некоммерческие объединения. Однако спонсорство и поддержка частных фондов дали повод для возникновения ложных надежд. В ряде стран, таких, как США и Великобритания, произошло заметное уменьшение ассигнований на культурный сектор. Ослабление участия государственных органов в регулировании культуры свидетельствовало о модификации системы государственного регулирования: государство во многих случаях отказывалось от прямого вмешательства в экономику индустрии досуга и культуры и переориентировалось на косвенное регулирование (через стимулирование частной благотворительности, прогнозирование конъюнктуры рекреационного рынка и т.п.).

В 80-х годах правительства, которые пытались переложить большую часть затрат на частный сектор, обнаружили, что спонсорство не готово поправить положение. Недоходные сферы культуры даже при спонсорской поддержке не в состоянии выжить без помощи государства.

Правительства работают над новыми финансовыми стратегиями, направленными на повышение роли сферы СКД. Среди источников финансирования:

- фискальные меры (налоговые кредиты и налоговые льготы),

- объединения общественных и частных вложений,

- соблюдение авторских прав,

- лотереи.

Каждая из этих стратегий не является оптимальной. Необходима комбинация разных подходов в контексте учета особенностей каждой конкретной страны.

В целом, увеличивается роль независимых фондов, сотрудничающих с правительствами, межправительственными организациями и транснациональными образованиями.

90-е годы ХХ века на первый план среди ценностей выступило интересное проведение досуга. В этот период характеристиками досуга стали:

- индивидуализация(с одной стороны, это - стремление личности к индивидуальному самовыражению, самобытности, а с другой - ее стремление обособиться, чтобы реализовать свои интересы. Соответственно, повысилась ценность индивидуальных форм досуговой деятельности);

- приватизация (досуг приблизился к месту жительства: домашние развлечения в области теле-, аудио-, видеопрограмм, компьютерных игр и Интернет. Перемещение досуга на дом привело к пассивности потребителя и его большей подверженности манипулированию с помощью средств коммуникации);

- атомизация (т.е. утрата социальных связей в результате того, что индивид для общения предпочитает персональный компьютер и общение с единомышленниками через Интернет);

- усмирение, т.е. сброс отрицательных эмоций, снятие стресса при помощи различных видов досуговой деятельности - игр, спорта, музыки и т.п. (Это отнюдь не новая функция, но сегодня она актуализировалась).

Коммерческий сектор оперативно отреагировал на это. В области досуга и развлечений в начале XXI века проявились такие тенденции:

- распространение грандиозных электронных зрелищ на открытом воздухе;

- возврат массовых развлечений по месту жительства;

- расширение возможностей личного выбора.

Основные направления развития индустрии досуга и развлечений на XXI век:

- развитие кабельных сетей (точнее, новые возможности, которые кабельные сети смогут предоставлять потребителям);

- развитие цифрового вещания (расширение возможностей цифрового телевидения, радио, цифровых носителей звукозаписи и т.п.);

- внедрение систем виртуальной реальности в практику музеев, кинотеатров, досуговых развлекательных центров, для обучения и т.д.

Специалисты, занимающиеся вопросами изучения организованного досуга в развитых зарубежных странах, все чаще приходят к выводу, что существующая сегодня индустрия досуга и развлечений в большей степени отвечает интересам ее создателей и обслуживающего персонала, чем реальным нуждам потребителей.

Изучению проблем досуга XXI века посвящены работы исследователей Оттавского университета Т.Гудейл и И.Спрай.

Т.Гудейл, считает, что государство в силу своей бюрократической природы не может равномерно удовлетворять запросы представителей отдельных субкультур, а коммерческий сектор традиционно ориентирован на прибыль. Таким образом, свободу выбора досуговой деятельности не обеспечивает ни государственный, ни коммерческий сектор. И личность со своими конкретными потребностями и интересами оказывается вне их поля зрения. Выходом из ситуации, считает Т.Гудейл, в XXI веке становятся:

- децентрализация досуговой деятельности и опора на местные власти;

- резкое увеличение волонтерского сектора организации досуга.

И.Спрай также считает, что в XXI веке досуговая деятельность будет ориентироваться не на коммерческие формы, нуждающиеся в дорогом и сложном оборудовании, а на такие виды досуга, гдене требуется много затрат, но которые способствуют развитию творческого начала. Она утверждает, что в культурно-досуговой деятельности важна не сама деятельность, не мероприятие, а саморазвитие. И здесь наиболее эффективной окажется деятельность добровольцев, чем коммерсантов и профессионалов.

Д.Данн, специалист Аризонского университета, в исследовании «Ресурсы досуга» отмечает, что планирование досуговой деятельности вплоть до 80-х годов осуществлялось в соответствии с мышлением 30-х годов: основная ставка делалась на молодежь, на неисчерпаемость энергетических и природных ресурсов, неограниченное увеличение личных доходов и государственного бюджета. На самом деле общество неуклонно стареет, рождаемость падает, усугубляется энергетический кризис, реальные доходы уменьшаются. По этим причинам в XXI веке в сфере досуга происходят следующие изменения:

- все государства вынуждены выбирать - какие виды культурно-досуговой деятельности поддерживать и поощрять, а какие следует изменить;

- сфера досуга в будущем должна стать более эффективной и более экономной в части экономии ресурсов, особенно - финансовых;

- характерной чертой организации досуга должен стать плюрализм, т.е. учет интересов всех слоев населения, представителей национальных меньшинств и людей с отклонениями в развитии, молодых и пожилых, богатых и бедных.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1153;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.