Основные принципы механистической картины мира
Деизм. Мир, природа представляется как гигантская механическая система, приводимая в движение божественным первотолчком. Рассматривая материю как пассивную субстанцию, вынося источник развития за пределы объекта, философы-материалисты вынуждены были приходить к идее первотолчка. Деизм - это мировоззрение, согласно которому бог или дух, дав миру, начальный импульс движения более не вмешивается в закономерное течение событий. Б. Спиноза, например, утверждает: “Бог составляет производящую причину (causa elliciens) не только существования вещей, но и сущность их”[64].
Атомизм - идея структурности материи, наличие в основании природы мельчайших материальных неделимых частиц. В XVII веке, благодаря работам Пьера Гассенди (1592-1655) и других мыслителей античный атомизм был возрожден и получил как философское, так и естественнонаучное признание. Понятие “атом” стало ключевым в экспериментально-математической физике и приобретающей научность химии. П. Гольбах утверждал, что: “вся природа существует и сохраняется только благодаря движению либо невидимых молекул и атомов, либо видимых частиц материи”[65]. В этой концепции материя отождествляется с веществом и неизменными свойствами материи считается: протяженность, делимость, твердость, тяжесть, сила инерции.
Редукционизм - методологический принцип, согласно которому высшие свойства материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам. Наука и философия Нового времени трактует движение как перемещение тел в пространстве (т.е. механическое движение) и пытается объяснить сущность мироздания и все, что в нем есть с позиции законов механики. П. Гольбах определяет движение как “... последовательное изменение отношений какого-либо тела к различным точкам пространства или к другим телам”[66]. С точки зрения материалистов Нового времени движение происходит естественным путем, то есть отрицается телеологизм - движение объекта к заранее заданной цели.
Детерминизм - принцип взаимообусловленности всего сущего, всеобщности причинно-следственных связей. Детерминизм трактует также механистически (эту историческую форму детерминизма называют еще Лапласовский, классический, жесткий), то есть признаются только однозначные, линейные закономерности. Пьер Симон Лаплас (1749-1827) сформулировал классическое положение, что если бы существовал столь обширный ум, чтобы знать в данный момент обо всех силах природы и точках приложения, то не осталось бы ничего, что было бы для него не достоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором. В этой концепции причинность отождествляется с необходимостью и полностью отрицает случайность. По Гольбаху, “случай ... лишенное смысла слово ... мы приписываем случаю все явления, связи которых с их причинами не видим. Таким образом, пользуемся словом случай, чтобы прикрыть наше незнание естественных причин, производящих наблюдаемые нами явления неизвестными нам способами”[67].
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1016;