Наиболее яркие представители средневековой философии.

Августин Блаженный (Аврелий Августин, Св. Августин) (354 – 430) – один из крупнейших представителей патристики. Им написано очень много работ, но особо следует отметить «Исповедь», открывшую новый жанр в литературе. В ней, наряду с личными переживаниями, обозначены моменты учения о творении, где Августин обосновывает, почему Бог творит из ничто, а не из чего-то уже бывшего и не из себя самого. Примечательно его учение о времени. В произведении «О граде Божьем» разделяет два противоположных вида человеческой общности: «град земной» - государственность, основанная на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и «град Божий» - духовная общность, основанная на любви к Богу, доведенной до презрения к самому себе.

Боэций Северин (480 – 523), представитель ранней схоластики, синтезировавший идеи стоицизма и христианства. Логик, автор логического квадрата. Был казнен по обвинению в государственной измене, святотатстве и колдовстве, в ожидании казни написал в тюрьме свое знаменитое произведение «Утешение философией», где в основном рассмотрена проблема теодицеи. Спор об универсалиях, по сути, начат им же.

Св. Фома Аквинский (1226 – 1274), доминиканец, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель религиозно-философской системы католицизма – томизм. Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Разработал 5 основных доказательств бытия Бога:

1) от движения: в мире все движется, движение одной вещи является причиной движения другой. Чтобы этот ряд не уходил в бесконечность, необходимо наличие неподвижного перводвигателя – Бога;

2) от действующей причины: всякая вещь имеет причину своего существования, которой не может быть она сама. Таким образом, все действующие причины обусловлены общей причиной, абсолютно простой – Богом;

3) от случайности и необходимости: всякая вещь способна уничтожиться, не быть, поэтому мир случаен. Однако мир есть в каждое мгновение, поэтому должно быть что-то абсолютно необходимое, благодаря чему мир действителен;

4) от степеней совершенства: мир состоит из вещей, более или менее совершенных, следовательно, должен быть эталон совершенства – абсолютное совершенство, т.е. Бог;

5) от целесообразности: все стремится к некой цели. Поэтому должна быть некоторая сверхцель, управляющая всеми целями – Бог. Несложно увидеть в этих доказательствах сильное влияние Аристотеля.

Уильям Оккам (1285 – 1349), францисканец, номиналист, известен знаменитым методологическим правилом – бритвой: «Не следует умножать сущности без необходимости. То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует объяснять посредством большего» (принцип экономии мышления). В области гносеологии радикально разводил веру и разум.


ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

1. Общая характеристика.

2. Периодизация и основные философские тенденции.

3. Наиболее яркие представители.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 957;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.