Соотношение философии с другими формами культуры.
Чтобы понять, что такое философия, необходимо рассмотреть ее в контексте культуры и мировоззрения. Под культурой будем понимать совокупность форм духовной жизни общества, исторически возникших на определенном уровне развития цивилизации. В качестве таковых форм можно выделить науку, религию, искусство, философию, образование, технологии и т.д. При этом, естественно, возникает необходимость в отграничении философии от этих форм, поскольку в культуре они все взаимосвязаны.
Кроме того, говоря о специфике философии, мы обязательно столкнемся с мировоззрением: мировоззрение формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры, философия же играет важную роль в решении мировоззренческих проблем. Итак, мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. Мировоззрение является интегральным образованием, содержащим различные компоненты: знания, ценности и нормы, убеждения и верования, а также обычаи, традиции, практический опыт. В зависимости от содержания можно выделить следующие типы мировоззрения:
1) мифологическое;
2) обыденное;
3) религиозное;
4) научное;
5) художественное;
6) философское – оно представимо на различных уровнях, представляя собой теоретическое ядро мировоззрения.
Итак, мифосознание было исторически первым типом мировоззрения. Миф (от греч. Mythos – слово, предание, сказание) – это специфическое образное синкретическое мировоззрение, исторически предшествующее появлению рационального мышления и характеризующееся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях и процессах. Миф характерен не только для ранних этапов эволюции человечества, но присутствует и в мышлении современного человека (социальные и политические мифы). Напомним, что философия как рациональное сознание появилась как реакция на кризис мифа. Основные черты мифологического мировоззрения:
1. Отсутствие рефлексии, т.е. работы сознания над собственным сознанием. Нет обоснования, все принимается на веру. Это основное отличие мифа от рационального сознания (философии, науки).
2. Авторитарность, т.е. наличие заданной авторитетом точки зрения на происходящее.
3. Антропоморфизм (перенос свойств человека на весь окружающий мир, представление о родственной связи сил и явлений природы и человеческих коллективов) и одушевление природы. Природа, человек и боги нераздельны, существуют в одном пространстве и обладают сходными физическими свойствами.
4. Эмоционально-образная форма, т.е. мышление образное, а не понятийное.
5. Утилитарная направленность, т.е. тесная связь мировоззренческих проблем с практическими задачами (урожай, удача в битве, защита от голода и болезней и т.д.).
Основная тематика мифов:
1. Космическая тема (космогонические мифы): происхождение и строение Вселенной, важнейшие явления природы (затмения, наводнения, падения метеоритов).
2. Тема человека: происхождение человека, стадии его жизни, проблема жизни и смерти.
3. Тема культуры: проблема культурных достижений (добывание огня, изобретение ремесел, обряды и т.д.).
В силу названных черт мифосознание является основным для традиционного общества (т.е. такого, в котором образ жизни людей складывается и передается из поколения в поколение, не изменяясь, миф выполняет функцию культурного предания, истории народа. Как только темпы жизни изменяются (развитие цивилизации), миф перестает работать и появляются другие формы сознания (религия, философия).
Обыденное мировоззрение – мировоззрение, основанное на повседневном житейском опыте и здравом смысле. Основные характеристики:
1. Беспроблемность (не существует ситуации незнания). Обыденное знание носит рецептурный характер, т.е. всегда известно, как и что надо делать в любом встречающемся в повседневном опыте случае. Поэтому в обыденном знании представлены только трудности, а не проблемы. Проблемой будем называть такую ситуацию, когда на возникший вопрос отсутствует не только очевидный ответ, но и сам путь решения. Именно эта черта отличает обыденное знание от философского и научного.
2. «Наивный реализм» - мир таков, как мы его себе представляем. Отсюда вытекает вера в естественность когда-то найденных способов жизни, убеждение, что все люди живут точно так же, и только так и можно жить. Отсюда консерватизм, опора на традицию, поскольку любая новизна вносит неожиданность и увеличивает неопределенность.
3. Ситуационность, отсутствие абстракций. В повседневном опыте даны только конкретные вещи, поворачивающиеся всегда конкретными сторонами, и конкретные ситуации. Поэтому для обыденного сознания нет необходимости использовать абстракции (в опыте они никак не представлены). Абстракции сводятся к конкретным вещам, понятия – к образам, и т.д.
4. Утилитарность: вещи оцениваются с точки зрения функции (полезно - вредно), а не структуры (истинно – ложно). Полезность и вредность зависят от цели человека, а не от свойств самой вещи, поэтому в обыденной жизни человек воспринимает все как то, что можно использовать.
5. Неспециализированность: слова используются одновременно для описания, оценивания и эмоционального отношения, все слова многозначны.
Можно заметить в обыденном мировоззрении много общего с мифом. По сути, миф и начинается тогда, когда принципы обыденного сознания распространяются на понимание мира в целом, утверждаются в качестве единственно возможных.
Религия (от лат religio – благочестие, святость) – это форма мировоззрения, фундаментом которой служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в жизни каждого из нас. Структурно религия представляет собой сложный комплекс, основными компонентами которого являются:
1) объект веры и поклонения, имеющий сверхъестественный, трансцендентный миру характер, в отличие от богов в мифе;
2) вера в существование такого сверхъестественного объекта и в возможность общения с ним, в авторитет священных текстов, пророков и т.д. В отличие от мифа, религиозная вера – это не просто доверие к сказанному, некритическое восприятие какой-либо информации, а личная убежденность в истинности религиозных догматов;
3) культ, т.е. вся совокупность действий, совершаемых верующими с целью поклонения Богу (богам);
4) учение, теоретическое ядро религии, создаваемое обычно специально подготовленными людьми, философами, богословами;
5) община, церковь.
Что касается заметных сходств философии и религии, то обе они предназначены для разрешения мировоззренческих вопросов в жизни людей, и в этом смысле обе воздействуют на сознание и поведение человека; на протяжении долгого времени (все Средневековье) существовали в неразрывном единстве, имеют общее ядро, точку пересечения (религиозная философия, философия религии). При этом наряду со сходствами еще раз выделим серьезные различия между философией и религией:
1. Религия основана на вере (эмоциональный компонент), философия же рациональна (основана на разуме, обосновании). Для верующего вопрос о существовании Бога, об истинности догматов не имеет смысла в силу самоочевидности ответа. Философия же насквозь пропитана сомнением, рефлексией.
2. Религия авторитарна и догматична (существует единый набор правил в данной религии, разделяемый всеми верующими, как не подлежит сомнению и авторитет пророков, священства и т.д.). Философия к любым авторитетам относится критически, «любой философ всегда начинает с критики предшественников и учителей», философия основана на свободомыслии.
3. У философии есть свой собственный язык, категориальный аппарат, религия в нем не нуждается, т.к. не является теоретической деятельностью.
4. Религия – массовое сознание, философия была и остается в настоящее время элитарным сознанием («Философия – это не для сапожников» (Вольтер)).
Наука (греч. Episteme, лат. Scientia) – сфера познавательной деятельности людей, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности с целью их последующего практического применения. Первоначально научная деятельность развивалась в рамках философии, и отделилась от нее относительно недавно, в 16 – 17 вв. С этого момента и возник вопрос о том, является ли философия наукой, вопрос, не имеющий пока однозначного разрешения. У философии и науки есть как сходные черты, так и моменты, позволяющие их разделять. Итак, посмотрим сначала сходства:
1. Рациональность: и философия, и наука целесообразны, т.е. имеют в своем основании определенные цели, набор средств (методов), специфический предмет (объект) деятельности, язык, правила и т.д.
2. Системность: и научное, и философское знание имеет целостный характер, т.е. является теорией.
3. Доказательность: в философии, как и в науке, всегда наличествует обоснование, аргументация.
Различия удобно рассмотреть с помощью критериев научности, т.е. признаков, по которым можно отличить научное знание от того, что им не является. В качестве основных выделим следующие:
1. Верифицируемость – это проверяемость теории на истинность с помощью опыта (наблюдений, данных эксперимента и т.д.). По данному критерию философия не проходит, т.к. философские утверждения («В основе развития природы лежит саморазвитие духа», «Самый главный философский вопрос – это вопрос о самоубийстве» и т.д.) эмпирически не проверяемы.
2. Фальсифицируемость - принципиальная опровержимость научного знания в опыте; религия и философия неопровержимы.
3. Парадигмальность – признание научным сообществом какой-либо парадигмы в качестве ведущей, эталонной для всех ученых. Парадигма (греч. «образец») – это фундаментальная теория, которой в настоящее время придерживается большинство в научном сообществе. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, каждый мыслитель создает собственную философскую систему.
4. Объективность –независимость полученного результата от личности получившего его ученого. Чтобы стать теорией, гипотеза должна пройти множество проверок и быть подтвержденной любыми другими учеными в других лабораториях. Философская же система, как любое другое гуманитарное знание, всегда несет на себе отпечаток личности ее создателя: его жизненного опыта, национальности, темперамента и т.д.
Кроме того, можно заметить и другие различия философии и науки. Выделим их:
1. По выбранному объекту: для науки характерна четкая фиксация объекта в рамках конкретной предметной области, любая наука рассматривает определенный фрагмент мира. Философия же стремится к целостному постижению Универсума, в ней практически отсутствуют локальные вопросы, философские проблемы носят сквозной характер.
2. По языку: в каждой области научного знания принята своя специальная терминология, закрепленная за этой областью, и эта терминология строго обязательна для всех ученых данной предметной области (однозначность). В языке философии нет однозначности, т.к. философия оперирует категориями – понятиями предельной степени общности, которые в силу своей всеобщности не имеют жестко фиксированных значений (бытие, материя, сознание и т.д.).
3. По развитию: если взглянуть на историю науки и сравнить ее с историей философии, историей культуры, то легко заметить, что в науке со временем происходит вытеснение одних знаний другими, более новыми, более точными, более совершенными. Сейчас никому и в голову не придет изучать физику по текстам древних греков. Иными словами, наука развивается линейно, каждый последующий этап вытесняет предыдущий. К истории философии, как и к культуре, понятие прогресса не применимо. Из того, что Пресняков живет позже Моцарта, не следует, что музыка Преснякова гораздо лучше музыки Моцарта. По этой же причине в философии нет раз и навсегда решенных проблем, философские вопросы часто называют вечными, они решаются каждой эпохой и каждым человеком по-своему.
4. По фундаменту: т.к. философия основана на рефлексии (оборачивании мысли на саму себя), она постоянно занята пересмотром своих собственных оснований. Наука же не задается вопросом, как она возникла и как возможна, в чем ее специфика и отличие от прочих. Наука при всей своей рациональности не может обойтись без элемента веры, для того чтобы получить практический результат, при всей доказательности наука не может обойтись без недоказуемого (аксиомы, постулаты), философия же стремится расшатать любые свои основания.
5. По национальной принадлежности: не существует немецкой, русской, японской и т.д. математики, химии, таблицы тригонометрических функций, зато существует немецкая, китайская, русская философия. Философские идеи и теории нельзя оторвать от конкретной национально-исторической почвы, из которой они появляются, от менталитета, традиций данного народа.
Таким образом, между философией и наукой имеются достаточно значимые различия, позволяющие сделать вывод о том, что на сегодняшний день философия наукой не является. Из этого, правда, нельзя вывести и то, что в дальнейшем философия и наука снова не сблизятся, т.к. все формы культуры исторически изменяются.
Искусство – форма духовной жизни, сущность которой состоит в вызывании эмоциональных состояний ради самих эмоциональных состояний через систему художественных образов. Элемент, объединяющий философию и искусство, достаточно заметен: уникальность результата, личное творчество. Однако можно ли на этом основании отождествлять философию и искусство? Искусство базируется на эмоциональной сфере, оно существует как самовыражение как автора, так и «потребителя» предмета искусства, придавая ощущение полноты жизни. Эмоции всегда субъективны, в силу этого каждый человек может видеть одно и то же художественное произведение по-своему, здесь не может быть стандарта. Мысль философа в этом смысле интерсубъективна, ориентирована на диалог с другим сознанием, на то, чтобы ее поняли, философия рациональна.
Таким образом, сделаем вывод о том, что философия в силу своей специфики не может быть сведена ни к какой из прочих форм культуры, с каждой их них она имеет и сходства, и различия.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 4155;