Миф и символ.
Формулировка мифа из философского словаря: «Мифология - форма сознания, стремящаяся к гармонии личности и природы. Это сознание основано на том, что человек неспособен выделить себя из окружающей среды. Мифологическому мышлению не свойственно разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственного и временного отношений, происхождения и сущности. Объяснение вещи и мира в целом сводится к рассказу о творении, которое отделено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, а особую форму первотворения, первопредметов и перводействий, то есть рассказ о творении объясняет настоящее и будущее».
Для более полного понимания этого определения необходимо также сказать, что же считается субъектом и объектом. Под субъектом в философии понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек. Под объектом - то, на что направляется познавательная и другая сила субъекта. Эти два понятия известны с поздней античности.
Формулировка символа как внешнего фактора: «Символ - это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу».
Формулировка символа по существу: «Символ (греч. знак, опознавательная примета) - синтез образа и знака, наделенные органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа. Предметный образ и его смысл - два разных полюса (смысл теряет без образа свою действительность, а образ распадается на составные компоненты), слитые воедино. Смысл символа не существует в качестве рациональной категории или формулы, которую можно вложить в образ». Такой сложной структурой обладает символ, так как его внешняя форма направлена на обнажение смысла того или иного явления, той или иной структуры, принципа жизни и пр.
Человек не наблюдает в своем образе жизни отличия от образа жизни окружающей среды, так как видит очень много подобного в своем поведении и окружающей природе. Например, сердитость человека - есть ярое проявление его чувств, выраженное в сильных и буйных физических действиях, которую можно уподобить грозе, так как в проявлении есть нечто похожее на сердитость. Человек понимает под грозой сердитость кого-то, кто выше и могущественнее его и чьи проявления он наблюдает, и потому подчиняется ему, так как наблюдает силу, превосходящую человеческую. Во всех народах главным верховным богом был бог грозы, мечущий молнии, бог грозный, посылающий на землю разрушения и дарующий земле плодородную силу. Именно в этом проявляется гармоничность человека и природы.
От того, что человек наблюдает подобие в своих проявлениях и в проявлениях окружающей его природы (животные, стихии), он не отделяет себя от окружающего, считая свою жизнь и жизнь общества продолжением жизни космоса (космос с греч. - вселенная, обозначающая единство мира в противоположность хаосом; введено Пифагором). Таким образом, возникает знак, знак на теле человека, обозначающий и подтверждающий единство и подобие с каким-либо природным явлением (татуировки, маски, обереги).
Возникший знак создает вокруг себя определенный ритуал, который имитирует какое-либо природное явление - это обряд. Например, когда человек имитирует грозу, он бьет в барабаны, воспроизводя звук грома, бросает огонь, напоминая молнии, но при этом рождает что-то, что подтверждает единство (знак или символ). При этом человек не считает грозу настоящую и имитированную грозу явлениями разного рода, он их не различает. Для него этот обряд - это настоящая гроза (или действие призывающее, за которым последует природная гроза). Точно также человек относится к изображениям (знакам, символам). Изображение любого животного, проткнутое стрелами, означает удачную охоту, так как изображение животного для него идентично с самим животным.
Такое же отношение было и к имени - говоря о ком-то, считалось, что названный человек возникает при произношении его имени, на него можно влиять и воздействовать, даже иметь над ним власть, так как через знание осуществляется величие и власть, поэтому было принято скрывать свое настоящее имя, имея прозвища, даваемые по проявленным качествам.
У всех народов считалось, что имя имеет власть над судьбой, оно предопределяет судьбу и человека, и государства. Отсюда, например, в индийской мифологии большое количество самых разных наименований одного бога, которые скрывали подлинное имя и тем самым избавляли простых людей от прямого контакта с богом или демоном. Потому, что если знаешь настоящее имя бога, то можно вступить с ним в мистическую связь для того, чтобы получить нечто желаемое. Это было культивировано и этими знаниями могли владеть только жрецы.
Знак, символизирующий какой-то природный процесс (например, грозу), и имеющий некоторый предметный вид, придавалось значение одного из элементов этого природного процесса, с помощью которого можно участвовать или влиять на этот природный процесс. Так любая вещь и ее название имели символическое тайное значение, связанное с плодородной силой какого-то природного процесса (например, с грозой) (см. Приложение 2).
IV
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 914;