Агрессивная визуальная среда.
Агрессивные поля – преобладание одинаковых ординарных элементов (ряды окон на плоских стенах, ординарный геометрический рисунок обоев и пр.), от которых рябит в глазах.Агрессивная визуальная среда –окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое количество одинаковых элементов.
Гомогенные поля воспринимаются глазом легче, чем агрессивные, так как при мобилизации внимания для поиска детали подавляется автоматия саккад. При высокой плотности одних и тех же элементов глаз физически не может справиться с задачей фиксации одного элемента. В архитектуре агрессивная среда угадывается в организации многооконных фасадов панельных жилых домов. Какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их количества глаз физически не может. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения. Это приводит к физиологическим и биологическим расстройствам функционирования зрения и в целом мозга. Агрессивная среда провоцирует агрессивность людей.
Агрессивные поля в городе.Современная архитектура в большинстве случаев создает своим видом агрессивную видимую среду в городе. Это присуще всем многоэтажным зданиям, где на огромной стене рассредоточено большое число окон. Глядя на общественное здание с проезжей части улицы или с противоположной ее стороны, мы видим одновременно более 500 одинаковых окон. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки (размер – 20) приходится одновременно больше одного окна (размер окна менее 10). В таких условиях не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз. Типичный пример агрессивного видимого поля, созданного большим числом одинаковых окон на стене здания, которое своим видом напоминает ткань в горошек. В практике нашего градостроительства есть целые улицы, представляющие собой непрерывную цепь агрессивных видимых полей. В Москве наиболее ярким примером может быть Новый Арбат, состоящий из гигантских «домов-книжек» по одной стороне и башен с «гребенками» балконов по другой. С противоположной стороны улицы «дом-книга» как бы схватывает человека в свои бетонные объятия и глаза его оказываются в плену гигантской геометрической структуры. Долго смотреть на «стену-сетку» любоваться ею невозможно, так как глазу после саккады не на чем остановиться, какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их числа глаз физически не может. Агрессивная среда, порождаемая видом зданий, это не только наше национальное бедствие. Это характерная черта большинства современных городов. В любой стране можно найти примеры такой среды. Очень много их в городах Соединенных Штатов Америки. Глядя на фотографию города Сиэтла, воочию убеждаешься в этом. На первый взгляд панорама города кажется величественной и необычной. Однако довольно быстро замечаешь, что глаза "скользят" по фотографии вправо-влево, вверх-вниз, не находя опоры для взгляда. Агрессивные поля разного размера «бьют по глазам» не давая возможности остановиться на чем-либо. Впрочем, в остановках нет необходимости, поскольку каждое здание ясно в полном объеме с первого взгляда, нечего и рассматривать. Можно восхищаться уровнем технического мастерства строителей, но совершенно нечем любоваться.
Агрессивные визуальные поля в общественных зданиях.Известно, что архитектура точно отражает те нравственные ценности, которые главенствуют в конкретный период времени. Господство моноидеи в политическом устройстве нашей страны, суровое ее насаждение, прямолинейный подход в решении диалектических вопросов, пропаганда аскетического образа жизни и борьба с архитектурными излишествами неизбежно нашли свое отражение в градостроительной политике. В наибольшей степени архитектурный авангард проявил себя в общественных зданиях: гостиницы, крайкомы, стадионы, кинотеатры, как правило, создавались по типу агрессивной визуальной среды. Это был своего рода социальный заказ – воплотить социализм в архитектуре. В этих зданиях больше, чем в других, было прямых линий, прямых углов, больших плоскостей с огромным количеством однородных элементов. Памятники вождям революции, устанавливаемые перед крайкомами, не могли положительно повлиять на их конструктивистский вид, а сами памятники в большинстве случаев «терялись» на фоне мощного зрительного раздражителя, каким является стена «агрессивного» здания.
На фотографиях: слева – бывший крайком КПСС и памятник О.Куусинену в г. Петрозаводск; справа – спортивный комплекс, Москва. Решетки, ограды и ребристая стена приводят к наложению одного агрессивного поля на другое | |
Агрессивные визуальные поля в производственных зданий.Большая часть промышленных зданий своим видом создает агрессивные видимые поля. Ярким примером может быть здание завода «Серп и молот» во внешнем облике которого преобладают вертикальные русты. За счет выступающих панелей в верхней части создатели, по-видимому, пытались как-то «разбить» агрессивное поле, но нельзя сказать, что это им удалось, так как площадь однообразной поверхности слишком велика. С другой стороны, сочетание агрессивных полей не дает положительного эффекта. Заводы строили и раньше, но их архитектурный облик не разрушал среду города так, как это делают современные здания. Примером может быть старое здание электролампового завода (фото справа), где есть арки, архитектурные украшения и разнообразный силуэт. Глазу «легко» смотреть на такое здание.
Агрессивные визуальные поля в малых архитектурных формах.Наиболее мобильной частью архитектуры города являются малые ее формы (киоски, палатки, ларьки, остановки автобусов и витрины магазинов). С их помощью можно быстро менять к лучшему визуальную среду. Однако этого не происходит в наших городах. В Москве, к примеру, все улицы заполонили однообразного вида палатки и киоски, которые создаются по тем же эстетическим нормам, что и «большая» архитектура: те же гомогенные и агрессивные визуальные поля. Нередко такие творения рук человеческих стоят рядом с прекрасными старинными зданиями и своим видом наносят вред визуальной среде. Таким образом, горожанину довольно часто приходится встречаться с агрессивной видимой средой. Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене, навесные вертикальные русты, панели домов, облицованные стеклянной «ириской» стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом или из силикатного кирпича с широким темным швом, двери, обитые вагонкой, а также всевозможные решетки, сетки, перегородки, гофрированный алюминий, дырчатые плиты, шифер и т.п. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое. К примеру, стена с навесными рустами за металлической решеткой; смотреть на такое поле физически невозможно.
Комфортная визуальная среда – среда с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для нее характерно: наличие разнообразных силуэтов, кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин, заострений и т.п., разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность.
В комфортной визуальной среде все механизмы зрения работают в предпочтительном режиме. Проблемы восприятия среды, поставленные видеоэкологией, решаются в области архитектуры и дизайна с использованием различных приемов колористики, озеленения и благоустройства, созданием камерных городских пространств и т.п. Видеоэкологами приветствуется использование широкой цветовой гаммы с яркими цветовыми акцентами деталей в композиционных узлах, деление больших поверхностей на отдельные цветовые участки, исключение больших монотонных поверхностей, насыщение города скульптурой и т.п. средствами. В интерьерных пространствах предлагается использовать красивоцветущие растения, большая освещенность создает хорошие условия для фиксации взгляда.
Видеоэкология в настоящий момент не имеет разработанных нормативных документов по формированию визуальной среды, но акцентирует внимание на визуальном качестве среды.
Полезные ссылки: http://www.videoecology.com/
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Гомогенная, агрессивная и комфортная среда (городская среда, интерьер). Подобрать визуальный ряд по данной теме. 10 – 15 изображений.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 7047;