Социология как логико-экспериментальная наука

Парето противопоставляет свою трактовку социологии трактовке дог­матической; последняя же свойственна почти всей социологии, в том числе теориям О. Конта и Г. Спенсера. «До сих пор социология почти всегда толковалась догматически. Название позитивная, данное Контом его фи­лософии, не должно вводить нас в заблуждение; его социология столь же догматична, как и «Рассуждение о всеобщей истории» Боссюэ. Это раз­ные религии, но все же религии; и такого рода религии мы находим в произведениях Спенсера, де Греефа, Летурно и бесчисленного множества других авторов» [2, §6]. В противовес «догматической», «гуманитарной», «метафизической» социологии подлинно научной является социология экспериментальная5. Для того чтобы стать таковой, она должна базиро­ваться на «логико-экспериментальной» точке зрения. Эта точка зрения означает, что основаниями научного доказательства служат исключитель­но наблюдение, опыт и построенные на них логические выводы. Если метафизика продвигается от абсолютных принципов к конкретным фак­там, то экспериментальная наука восходит от конкретных случаев не к абсолютным принципам (они для нее не существуют), но лишь к общим принципам, затем она устанавливает их зависимость от других, более об­щих и так далее до бесконечности [там же, § 221]. При этом общие принципы следует рассматривать лишь как простые гипотезы, «цель кото­рых — обеспечить нам познание синтеза фактов, связать их посредством теории, обобщить их. Теории, их принципы, их дедукции, целиком под­чинены фактам и не имеют иного критерия истинности, кроме хороше­го представления фактов» [там же, § 63].

5 Термин «экспериментальный» в итальянском и французском языках шире, чем в рус­ском, и включает в себя не только собственно «эксперимент» как некое манипулирование исследуемыми объектами, но и область фактов (ср. понятие «экспериментальная реаль­ность» у Парето) и методично осуществляемое наблюдение этих фактов. Этот термин примерно соответствует русскому «опытный» в широком смысле слова.

Логико-экспериментальный метод не дает знания о «сущности» ве­щей, о «необходимых» связях между ними. Этот метод дает сугубо веро­ятностное знание; устанавливаемые в нем законы представляют собой лишь некоторые единообразные связи, строго ограниченные определен­ными, известными нам пространственно-временными рамками.

Даже законы формальной логики, строго говоря, должны интерпрети­роваться подобным образом. Так, например, известный силлогизм: «Все люди смертны; Сократ - человек; следовательно, Сократ смертен» - с эк­спериментальной точки зрения должен выглядеть следующим образом: «Все люди, о которых мы смогли узнать, умирали; благодаря известным нам признакам Сократа, он относится к категории этих же людей; следо­вательно, весьма вероятно, что Сократ смертен» [там же, § 97]. Но если законы формальной логики носят подобный вероятностный характер, то тем более это относится к законам социологическим.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 642;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.