Уголовное право. Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уголовному праву
Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уголовному праву. Ему посвящено много статей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах.
Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие преступления: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления — «обида».
В княжеских уставах можно встретить и более широкое понимание преступления, охватывающее и некоторые формальные составы. Это заимствовано из византийского канонического права.
Соответственно пониманию преступления как «обиды» строится в Русской Правде и система преступлений.
Русская Правда знает лишь два рода преступлений —
· против личности
· и имущественные.
В ней нет
· ни государственных,
· ни должностных,
· ни иных родов преступлений.
Это не означало, конечно, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Вспомним, как поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.
В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся.
Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления.
Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа. За действия холопа отвечает его господин.
Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.
Русская Правда не знает еще
возрастного ограничения уголовной ответственности,
понятия невменяемости.
Состояние опьянения не исключает ответственности.
В литературе высказывалось суждение, что опьянение по Русской Правде смягчало ответственность (убийство на пиру). В действительности при убийстве в драке имеет значение не состояние опьянения, а элемент простой ссоры между равными людьми.
Больше того, Русская Правда знает случаи, когда опьянение вызывает повышенную ответственность.
· если хозяин бьет закупа под пьяную руку, то теряет этого закупа со всеми его долгами;
· купец, пропивший доверенный ему чужой товар, отвечает не только в гражданском, но и в уголовном порядке, притом весьма строго.
Русской Правде известно понятие соучастия. Эта проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распределение функций между ними пока не отмечается.
Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления.
В ней нет различия между
· умыслом
· и неосторожностью,
Но различаются два вида умысла —
· прямой
и косвенный.
Это отмечается при ответственности за убийство:
· убийство в разбое карается высшей мерой наказания — потоком и разграблением,
· убийство же в «сваде» (драке) — только вирой.
Впрочем, некоторые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в разбое — это низменное убийство, а убийство в драке все-таки как-то может быть оправдано с моральной точки зрения.
По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство.
Состояние аффекта исключаетответственность.
Что касается объективной стороны состава преступления, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие
· утайка находки,
· длительное невозвращение долга.
Наиболее ярко классовая природа древнерусского права выступает при анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко различается в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.
Так, за убийство основной массы свободных людей платится вира в 40 гривен.
Жизнь представителей верхушки феодалов оценивается двойной вирой в 80 гривен.
Жизнь же зависимых людей оценивается в 12 и 5 гривен, которые даже не называются вирой.
Русская правда знает лишь два родовых объекта преступления —
· личность человека
· и его имущество.
Отсюда, как уже упоминалось, только два рода преступлений.
Однако каждый из родов включает в себя довольно разнообразные виды преступлений.
Среди преступлений против личности следует назвать
· убийство,
· телесные повреждения,
· побои,
· оскорбление действием.
Княжеские уставы знают и состав оскорбления словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины.
В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава рассматриваются также
половые преступления
и преступления против семейных отношений, подлежащие церковному суду:
· самовольный развод,
· прелюбодеяние,
· похищение женщины,
· изнасилование и др.
Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе).
Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом.
Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением. Суровость наказания за поджог определяется, очевидно, тремя обстоятельствами.
· Поджог — наиболее легкодоступный, а потому и наиболее опасный способ уничтожения чужого имущества.
· Он нередко применялся как средство классовой борьбы, когда закабаляемые крестьяне хотели отомстить своему господину.
· Наконец, поджог имел повышенную социальную опасность, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или даже город. В зимних условиях это могло привести и к гибели массы людей, оставшихся без крова и предметов первой необходимости.
В княжеских уставах предусматривались и
· преступления против церкви,
· а также против семейных отношений.
Церковь, насаждая новую форму брака, усиленно боролась против остатков языческих порядков.
Система наказаний Русской Правды еще довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие.
1. Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток и разграбление понимался по-разному.
· Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества,
· иногда — изгнание и конфискацию имущества,
· иногда — продажу в холопы.
2. Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь, то это называлось дикой вирой.
3. До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть, отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого.
4. За основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа— уголовный штраф. Ее размеры были различны в зависимости от преступления.
Виры и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество, размер которого нам неизвестен, продаже — урок.
5. За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания — эпитимьи.
· Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститися и плаката»;
· легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день.
Эпитимья часто соединялась с государственной карой. По мнению С. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий
· членовредительные наказания
· и тюремное заключение.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1093;