Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
Приложение 20 к теме 3.4. Дмитрий Сергеевич Мережковский.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
- языческий;
- приобщения к христианству;
- полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.
Приложение 21 к теме 3.4. Лев Исаакович Шестов.
Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность.
Приложение 6 к теме 3.4. Николай Александрович Бердяев.
Мы уже обращались к философии этого автора. Рассмотрим ее теперь в динамике.
Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
- высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
- свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
- свобода человека подвергается угрозе извне;
- данную угрозу несут в себе, прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
- ключевую роль в жизни человека играет также религия;
- Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
- отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
- человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа.
По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму).
Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем).
Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.
П.А. Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, наш земляк, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Приложение 22 к теме 3.4. Питирим Александрович Сорокин.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
- стратификации;
- социальной мобильности.
Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, — процесс смены ценностей.
Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
План семинарского занятия
1. Русская средневековая православная философия.
2. Основные направления философии XIX в. (западники, славянофилы, позитивизм, марксизм).
3. Русский религиозный ренессанс конец XIX – начало XX в. (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.)
4. Евразийство. Неоевразийство.
5. Философия революционных демократов.
6. Исторический материализм Г.В. Плеханова.
7. В.И. Ленин – творческое развитие марксизма.
Вопросы для СРС
1. В чем специфика русской философии?
2. «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить».
В чем главное различие во взглядах западников и славянофилов?
3. Что такое «русская идея»?
4. Как вы понимаете «философию Всеединства» В. Соловьева?
5. Какова роль православия в истории русской философии?
6. В чем уникальность такого направления, как русский космизм?
7. На основе взглядов славянофилов Н. Данилевского и К. Леонтьева попытайтесь обосновать идею об особой миссии русского народа.
8. Как понималось представление «Запад – Россия – Восток» в евразийстве?
9. С какими из тезисов и антитезисов Н. Бердяева вы согласны? Обоснуйте свой выбор. «Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире»,
«русский народ – самый аполитичный народ», «Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире», «Россия – самая не шовинистическая страна в мире», «Россия – самая националистическая страна в мире».
10. По работе Н. Бердяева «Душа России» (1915 - 1918) записать и разобрать тезисы и антитезисы о России (размышления русского философа о специфике социального развития нашей страны).
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 807;