Данные и программы

Введение

Когда началось программирование, точно не известно. Конца ему тоже не видно, поскольку человек и вынужден, и стремится перекладывать на компьютер все новые и новые виды работы. Чтобы объяснить компьютеру, что делать, нужно написать программу. Каждый год создаются тысячи новых программ, и тысячи новых «бойцов» пополняют армию программистов, но спрос на них не уменьшается, а растет.

Структура компьютера

Общий вид компьютера или вычислительной машины представлен на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Общая схема компьютера

На его материнской плате располагается центральный процессор и оперативная память (ОП). К плате могут подключаться другие платы, предназначенные для управления внешними устройствами. К ним относятся экран (терминал), клавиатура, манипулятор «мышь», дисководы и другие, например, сканер, плоттер для рисования или модем.

Компьютер «умеет» делать только одно – выполнять программы. Программы – последовательность команд, задающих обработку значений или данных. Выполняемая программа и ее данные находятся в ОП. Центральный процессор читает команды из памяти и выполняет их. Команды задают чтение значений (числовых и других) из памяти, создание новых значений и запись их в память. Данные читаются и записываются с помощью системной шины, которая входит в состав материнской платы и обеспечивает взаимодействие всех устройств компьютера (рис. 1.2 – 1.3).

Рис. 1.2. Общая структура персонального компьютера

Рис. 1.3. Команда

Основные части процессора – операционное и управляющее устройства, а также собственная память для хранения и обработки данных. Операционное устройство (арифметико-логическое устройство (АЛУ)) выполняет команды и порождает новые значения. Память образуется специальными запоминающимися элементами – регистрами. Управляющее устройство обеспечивает обмен значениями между операционными устройствами и регистрами. Этот обмен происходит быстрее, чем обмен с ОП (рис. 1.4).

3 OrL1jTRez1xue3mVJBtpdUe80OoBqxbrz8NoFczl08NHmS7Ndhj99PiWVK/3Y6XU+dlS3oKIuMS/ Y/jBZ3QomOnoRjJB9Ar4kfirnKXXG7ZHBev1NgVZ5PI/ffENAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh ALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAU AAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAU AAYACAAAACEAdojT614OAABK7wAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwEC LQAUAAYACAAAACEANQsnX9wAAAAFAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAC4EAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1s UEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAMERAAAAAA== ">

Рис. 1.4. Выполнение команды

У процессора есть еще кэш-память. Обмен с ней происходит медленнее, чем с регистровой, но быстрее, чем с оперативной. Часть выполняемой программы и данных записывается в кэш-память. Это избавляет от необходимости обращаться к оперативной памяти за каждой командой или значением и ускоряет выполнение программы.

Кроме оперативной и кэш-памяти, в компьютере есть внешняя память – на внешних носителях, например, магнитных дисках. Носители размещаются на специальных устройствах обмена данными с «внешним миром» (внешних устройствах или устройствах ввода-вывода - УВВ). К ним относятся, например, дисководы, экран, клавиатура, мышь. У всех УВВ есть свои процессоры, которые устроены проще, чем центральный, и выполняют другие наборы команд. Процессоры УВВ могут переносить данные с внешних носителей в оперативную память (чтение из «внешнего мира») или наоборот (запись данных во «внешний мир»).

Каждому устройству обмена выделен особый участок оперативной памяти – порт. Из него устройство берет данные для внешнего носителя, записывая их на диск или экран компьютера; в порт записываются также данные, например, от клавиатуры и дисковода.

Компьютеры, как правило, имеют несколько дисководов для работы с дисками различных типов (жесткими, гибкими, компактными и другими).

Данные на внешнем носителе существуют в виде файлов. Каждый файл организован по определенным правилам, которые называются форматом файла.

Существуют сотни различных форматов файлов – одни для текстов, другие для картинок, третьи для машинных программ и т. д.

Данные и программы

Человек привык записывать числа в десятичной системе счисления (по основанию 10), используя для записи 10 знаков (цифр) от 0 до 9. Каждая цифра задает число, которое зависит от ее позиции в записи. Например, 123 означает: 1 сотня, 2 десятка и 3 единицы, в 312 – 3 сотни, 1 десяток и 2 единицы. Если справа от числа единиц записывается запятая или точка, а за ней снова цифры, то они обозначают число дробных частей единицы – десятых, сотых и т. д.

В компьютере числа представляются в двоичной записи (по основанию 2) с цифрами 0 и 1. Цифры отвечают двум различным устойчивым состояниям элемента памяти, который называется бит (от англ. bitbinary digit, т. е. двоичная цифра). Состояния двух последовательных битов отвечают четырем сочетаниям цифр 00, 01, 10, 11, задающим целые числа 0, 1, 2, 3. Аналогично 3 бит задают восемь чисел от 0 до 7, 4 бит – 16 чисел от 0 до 15 и т. д.

Восемь последовательных битов образуют байт. Он может иметь
28 = 256 различных состояний и представлять, например, целые числа от 0 до 255. Эти состояния могут рассматриваться как числа от -128 до 127 (их ведь тоже 256), символы или что-нибудь еще.

Оперативная память представляет собой последовательность байтов, в которой каждый байт имеет свой номер – адрес.

Числовое значение в памяти обычно занимает несколько соседних байтов и указывается адресом первого из них. Для целых чисел обычно используют 1, 2 или 4 байт, для нецелых (вещественных или действительных) – 4, 6, 8 или 10 байт (рис. 2.1.).

Регистры процессора в зависимости от своего назначения могут состоять из 1-10 байт. В процессоре их обычно несколько десятков. Объем кэш-памяти – десятки и сотни Кбайт, оперативной – десятки и сотни Мбайт и Гбайт.

Рис. 2.1. Размещение информации в памяти компьютера

Машинные команды, как и числа, также записываются в ОП. Они представляют собой указания типа: «прочитать число по такому-то адресу памяти в такой-то регистр», «сложить два числа из таких-то регистров и запомнить сумму в таком-то адресу памяти». Действия процессора («прочитать», «сложить» и т. п.) задаются в машинных командах кодами операций.

Система команд, выполняемых процессором, называется машинными языком.

В памяти компьютера одновременно находятся, как правило, несколько программ. Среди них есть целая система программ и данных под общим названием операционная система (ОС, рис. 2.2.). Названия операционных систем хорошо известны – DOS, Windows, UNIX и многие другие. Основные задачи ОС – определять, команды какой из программы должны выполняться в тот или иной момент времени и обеспечивать обмен данными с УВВ. Программа (или система программ), с помощью которой время работы процессора распределяется между программами, называется диспетчером (супервизором, планировщиком, ядром ОС), а программы, с помощью которых ОС управляет работой УВВ, - драйверами (драйвер клавиатуры, драйвер экрана и т. д).

 

Рис. 2.2. Программы в памяти компьютера

Для выполнения программа переписывается в ОП с внешних носителей, как правило, с диска. Это происходит при выполнении специальной программы из состава ОС – загрузчика.

Переписывание программы с внешнего носителя в оперативную память называется загрузкой (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Загрузка программы








Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1244;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.