Основные философские подходы к сознанию
Философское понимание сознания связано с решением вопроса о связи сознания с материей: головным мозгом и внешним миром.
Сознание человека выступает центральным компонентом субъективной реальности, которая включает в себя сознательные и бессознательные, эмоциональные и интеллектуальные, ценностные и когнитивные процессы. Понятие субъективной реальности в современной философии вводится для объяснения всего комплекса психических явлений. Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который поддается контролю воли.
В классической философии бессознательное как таковое не рассматривалось, считалось, что неосознаваемое есть недоразвитое сознание. Кроме того, сознание отождествлялось с рациональным. Со времен Платона (427-347), выделившего в душе разум, чувства и волю, бессознательное было сферой идей, подлежащих воспоминанию.
Проблема иррационального была поставлена в натурфилософии Ф.Шеллинга (1775-1854), в которой бессознательное есть присущий природе иррациональный дремлющий дух, полностью просыпающийся лишь в человечестве. Но научное изучение бессознательного начинается с З.Фрейда (1856-1939), открывшего и определившего этот феномен (1907).
Сознание не сводится к интеллекту, есть единство всех психических процессов. Проблема создания искусственного интеллекта как раз и заключается в том, что информационные процессы моделируют лишь смысловую, логическую сторону человеческого сознания, не создавая идеальных образов. Сложность изучения сознания связана с его идеальным характером, что служит естественной базой для идеализма.
Идеальный характер сознания проявляется в следующем:
-сознание не обладает физическими свойствами (массой, размерами);
-не сводится к нейрофизиологическим процессам, так как идеальное выступает как система отношений между миром и человеком;
-не обладает признаками отражаемых предметов (идея розы не пахнет);
-обладает собственной активностью (способно создавать и изменять модели действительности).
В идеализме сознание может обходиться без материи. При этом идеалисты опираются на идеальный (т.е. бестелесный, невещественный) характер сознания и не связывают его происхождение с мозгом.
Объективные идеалисты (Платон; Ф.Аквинский, 1225-1274; Г.Гегель, 1770-1831) утверждают, что сознание человека является частью или проявлением надприродного мирового духа. Такое понимание служит философской основой религиозного понимания души человека.
Субъективные идеалисты (Д.Юм, 1711-1776; Дж.Беркли, 1685-1753; Э.Мах, 1838-1916; Р.Авенариус, 1843-1896) считают, что индивидуальное сознание само выступает в качестве субстанциональной основы, определяющей характер существования материальных явлений.
Дуалистическая концепция (Р.Декарт, 1596-1650; И.Кант, 1724-1804) близка к объективно-идеалистическому подходу. Согласно дуалистам сознание существует как равноправная субстанция наряду с материальной. Так, Р.Декарт говорил, что субстанция протяженная, но немыслящая есть материя, а мыслящая, но непротяженная есть сознание. В XIX веке дуалистическое понимание сознания приобрело форму психофизического параллелизма, согласно которому, психические и физиологические процессы существуют параллельно и не связаны между собой причинно–следственными отношениями.
Для материализма сознание существует не само по себе, а является продуктом материи. Древнегреческие материалисты упрощенно понимали сознание как нечто вещественное. Демокрит (470-371) утверждал, что сознание состоит из атомов огня и воздуха и есть теплое дыхание. В рамках французского материализма XVIII века (Д.Дидро, 1713-1784; Робинс, Кабанис, 1757-1856) получил распространение гилозоизм (греч. живое вещество), согласно которому способностью ощущать и мыслить обладают все виды материи. Гилозоизм в противоположность механицизму снимал противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения.
В рамках метафизического материализма XIX века возник вульгарно-материалистический (упрощенный) подход. Немецкие физиологи Бюхнер (1824-1899), Молешотт (1822-1893), философ Дицген (1828-1888) рассматривали сознание как физиологический процесс, непосредственное свойство мозга. Мозг вырабатывает мысль так же, как печень выделяет желчь (Фогт). Согласно научному материализму (современный «вульгарный материализм»), возникшему в 1950-х годах в США, естествознание способно дать исчерпывающее описание духовных явлений, которые тождественны физическим и составляют их подкласс.
Метафизический материализм отрицает идеальность сознания, трактует его как вид материи, так как все существующее сводит к физическим процессам. Якобы материалистическая философия должна отвергать факт существования идеального, иначе она нематериалистическая. Понятие идеального есть такая же неопределенность, как и теологическое понятие Бога (Д.Армстронг, Дж.Смарт, Р.Рорти, р.1931).
Диалектический материализм исходит из того, что сознание не является особой субстанцией наряду с материей. Специфичность сознания, характеризуемая категорией идеального, заключается в том, что это не вид, а особое свойство высокоорганизованной материи.
Материальная детерминированность сознания выражается в следующем:
-сознание возникает на определенном этапе эволюции материи, является высшей формой всеобщего свойства материи (отражения);
-материальными носителями сознания являются человеческий мозг, вне которого сознание не существует, и исторически выработанная система материальных знаков (язык);
-сознание индивида формируется обществом, т.е. социальной формой движения материи;
-содержанием сознания является отражение материальной действительности.
Сознание имеет двойную обусловленность материей – и мозгом, и окружающим миром. Бытие идеального носит материально обусловленный, функциональный характер. Возникнув на высоком уровне организации живой материи, идеальное первоначально выступает в форме чувственного образа мира, который служит необходимым фактором регуляции поведения [см.: Спиркин А.Г. Идеальное// ФЭС. - С.204]. С возникновением общества сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности: чувственные образы и рациональные понятия, способы их построения и оперирования ими. Даже фантастические образы складываются из сочетания элементов, отражающих свойства действительности.
Идеальное – субъективный образ объективного мира, специфический способ существования объекта в психическом мире субъекта.
Идеальное тождественно духовному. Основными формами идеального являются психика, сознание, мышление.
Высшие формы идеального (сознание и мышление) возникают и развиваются в недрах социальной практики, являются результатом освоения мира человеком. Мысль не существует вне гносеологического треугольника объект-мысль-знак. Предметность (направленность на предмет) является важнейшим атрибутом сознания, которое не может быть пустым, не наполненным никаким содержанием.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1315;