Роль практики в познании
Практика объективна. Она – действительность в форме деятельности. С точки зрения диалектического материализма высшим критерием истины является опыт, эксперимент, производство, в конечном итоге вся многообразная общественно-историческая практика. Объективные связи действительности отражаются в сознании людей в виде логических связей. Если знание истинно, то эффективна основывающаяся на нем практическая деятельность.
Практика – историческая материальная деятельность человечества по преобразованию природы, общества и самого человека.
Практика, как и познание, имеет принципиально общественный характер. Осуществляясь через усилия индивидов, она объединяет их в целое, направляя на реализацию общественных целей. В ней интегрируются не только усилия и результаты деятельности живущих людей, но и достижения предшествующих поколений.
Практика и познание – две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, решающую роль в котором играет практическая деятельность. С точки зрения гносеологии практика есть одновременный процесс опредмечивания и распредмечивания знаний. В ней люди распредмечивают сущность предметов и опредмечивают свои сущностные силы. Опредмечивание есть процесс материализации знаний, превращение субъективных творческих способностей в объективно существующие вещи.
Человеческая логика – опосредованная форма практики. Познание, чтобы быть истинным, не может остаться только в теоретической сфере, должно применяться практически. Без практики познание вырождается в схоластику, бесплодное мышление. Показательной, например, является проблема средневековой схоластики: сколько чертей поместится на кончике иглы.
В процессе практики человек создает новую реальность и условия своего существования, которых нет в природе. Основные виды практики: материальная (преобразование природы, производство материальных благ, естественного бытия людей), социальная (преобразование общества, социальных отношений, человека), научный эксперимент.
Основные функции практики в познании:
-исходный пункт познания, его движущая сила, так как потребность в познании порождается, прежде всего, практическими потребностями;
-основа (главное средство) познания, так как способы мышления, специфика логических форм и связей обусловлены уровнем развития и структурой практики; практика также обеспечивает познание фактами и техническими средствами;
-конечная цель познания: в социальном плане познание осуществляется не ради простого любопытства, а для улучшения материальных условий жизни общества;
-решающий критерий (мера) истины: позволяет окончательно отделить истину от заблуждения.
Критерий практики, однако, не является абсолютным, так как мы имеем дело не с практикой в целом, а с ее частным проявлением. Практика сама развивается, совершенствуется. Практика не всегда является одноразовым актом, экспериментом. Невозможно непосредственно проверить теоретические принципы онтологии, квантовой физики, суждения о будущем в социальной философии, о прошлом в исторической науке.
Если физика нуждается в практическом доказательстве, то не нуждается в проверке опытом математика. Она изучает не объекты действительности, а объекты логически возможные, истинность которых обосновывается доказательством их логической непротиворечивости. Математика и логика играют роль языка науки. Это не значит, однако, что они полностью оторваны от действительности. Например, понимание чистых пространственных форм в геометрии необходимо для более глубокого понимания реальных пространственных объектов. Математика своим источником имеет реальные предметы. Доказательство непротиворечивости любой системы аксиом (недоказуемой внутри теории) основывается на представлении о непротиворечивости арифметики, которое оправдывается тем, что арифметические истины неизменно подтверждаются на практике.
Таким образом, познание есть единство чувственного и рационального, теории и практики, диалектический переход от неполного к более точному знанию, от явления к познанию сущности.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 4513;