Движение как способ существования материи
С позиции субстанционального подхода материя представлена не неизменным субстратом, а целостной совокупностью своих атрибутов.
Атрибут – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться (в отличие от акциденции).
Субстанциональными свойствами материи являются несотворимость и неуничтожимость, вечность во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость видов и свойств, самодвижение и закономерное саморазвитие. Атрибутами материи являются также структурность, взаимодействие, качество, количество, причинность и т.д., имеющиеся у всех без исключения материальных объектов. Одним из атрибутов материи является и субстратность, которая может иметь разнообразные конкретные формы. К наиболее фундаментальным атрибутам материи, моментами которых выступают другие атрибуты, относятся движение, пространство и время.
Аристотель (384-322) считал, что незнание движения влечет за собой незнание природы. Проблема движения разрабатывалась на протяжении всей истории философии. В рамках идеалистической и материалистической философии сложились диалектический и метафизический подходы к движению, его связи с материей.
Для идеализма характерен отрыв источника движения от материи, приписывание его внешнему духовному началу (Богу, идее, форме). Эта традиция Платона (427-347) господствовала в науке до конца XIX века.
С точки зрения объективного идеализма материя является инертной, неподвижной, а движение ей сообщается надприродной духовной силой. Например, для основателя классической физики И.Ньютона (1643-1727), объективного идеалиста по своим убеждениям, Вселенная представлялась в виде гигантского часового механизма, приведенного в движение Богом.
С точки зрения субъективного идеализма движение является свойством сознания субъекта. Дж.Беркли (1685-1753), например, утверждал, что мир движется не сам по себе, а в наших ощущениях. Для материализма движение не существует в отрыве от материи.
Для метафизического воззрения характерна абсолютизация либо самого движения (энергетизм), либо его частной формы (редукционизм). Этого подхода могут придерживаться как материалисты, так и идеалисты. Методология сведения одних форм движения к другим, например социальных законов к биологическим, называется редукционизмом. Метафизический подход в форме механицизма был характерен для классической науки, где движение сводилось к механической форме и не существовало без первотолчка.
Энергетизм сводил все природные и общественные явления к различным состояниям энергии, предполагая, что согласно теории относительности материя и энергия могут превращаться друг в друга. Здесь утверждалось, что энергия является единственной субстанцией всего существующего. Если учесть, что энергия является общей мерой движения, то речь шла о сведении всего существующего к движению.
Противоречивый характер движения впервые заметили элеаты (Парменид, 540-470; Зенон, 490-430), но они пришли к выводу о мнимой, кажущейся природе движения. Решение проблемы заключается не в отрицании движения, а в признании его изначальной противоречивости. Например, тело движется – значит оно находится в данной точке и одновременно не находится в ней.
В основе диалектического понимания движения лежит признание его противоречивости. В идеалистической диалектике Г.Гегеля (1770-1831) речь идет о мистическом движении идеи. Принципы диалектико-материалистического понимания движения разработал Ф.Энгельс (1820-1895) в работе «Диалектика природы»:
-движение – способ существования материи, характеризующий изменчивость существующих объектов и явлений (изменчивость – то общее, что присуще всем формам движения);
-источником движения материи являются присущие ей внутренние противоречия, движение есть их проявление;
-движение существует в качественно различных, не сводимых друг к другу, формах, подчиняющихся специфическим закономерностям;
-высшие формы движения в снятом виде включают низшие, законы последних оказываются подчиненными законам высших форм.
Наука подтверждает атрибутивность движения, устанавливая взаимосвязь массы и энергии. Существование движения без материи или материи без движения, абсурдно. Нет движения ничего. Бессмысленны рассуждения о начале или конце движения материи. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение производно, как бы подчинено материи. Материя – субстанция движения, сама в себе имеет причину своих изменений.
Движение всеобще. Нет объектов, лишенных движения. Об объектах вне движения ничего сказать нельзя – лишь в движении объект обнаруживает, что он существует. Само содержание объектов определяется внутренним движением, выражает его конкретные формы, которые являются объектом изучения конкретных наук.
Покой есть относительно устойчивое состояние материального объекта, т.е. момент движения. Понимается в более широком смысле, чем равенство нулю скорости объекта относительно данной системы отсчета. Обрести абсолютный покой - значит перестать существовать. Движение – это не чистая континуальность, но единство непрерывности и дискретности, изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя.
Ф.Энгельс (1820-1895) дал классификацию основных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Формы движения связаны с определенными материальными носителями, подчиняющимся одним и тем же основным закономерностям. С помощью какого-либо одного способа движения нельзя полностью описать качественно другие формы движения.
Основные формы движения генетически связаны между собой. Высшие, более сложные, возникают и существуют на базе низших, более простых форм движения, но не сводятся к ним (например, нельзя законами физики объяснить, почему совершает подвиг солдат). Нельзя в низших формах движения искать признаки высших, например, приписывать камню мышление.
Современная наука перестала рассматривать механическое движение как фундамент физических процессов, так как в чистом виде оно не существует. Наоборот, механическое движение тел обусловлено глубинными процессами превращения элементарных частиц, сложным переплетением фундаментальных взаимодействий.
Механическое движение не является абсолютно простым. Она также включает в себя качественные процессы. Вообще, механическое движение является внешним аспектом различных форм движения материи, самым простым, количественным их выражением. Например, движущийся с околосветовой скоростью электрон испускает фотоны. Нельзя чисто механически объяснить факт постоянства скорости света. В квантовой механике движение элементарной частицы есть движение без локализованной траектории (как волны).
Учение о формах движения материи служит методологической основой определения предметов исследования различных наук, их взаимосвязи и классификации.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 3973;