Проблема периодизации истории географической науки
Змістовий модуль – Історія розвитку географії та становлення її теорії та методологічного апарату
Лекция 1
Введение
Методология – совокупность общих принципов и методов (совокупность Ф., познавательных и общетеоретических методов и принципов).
Функция М. – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического освоения и изменения того или иного объекта реальности.
Связь М.Г. с Историей науки – только рассматривая периодизацию науки, выделение разных целей, методов и парадигм науки на разных этапах развития можно понять МГ.
Проблема периодизации истории географической науки
География за многовековую историю своего развития переживала эпохи и расцвета, и застоя, и упадка. Ее история, как и история любой другой науки, богата именами, событиями, фактами. Поэтому для удобства изложения материала целесообразно ввести периодизацию, отвечающую поставленной цели – анализу истории возникновения и развития географического знания.
В последние десятилетия вышел ряд крупных работ, посвященных истории географической науки, довольно разносторонне и полно освещающих историю возникновения и развития географических идей. При этом авторы большинства работ придерживаются определенной периодизации, даже если они и не ставят цели хронологического обзора географических исследований.
Как известно, в естествознании познание двигалось от абстрактно-целостного представления через аналитическое рассмотрение к конкретно-целостному взгляду на мир.
Эта мысль не нова. Едва ли не первый профессиональный науковед О. Конт в довольно огрубленной, и потому вполне репрезентативной, как всякое предельное обобщение, форме выделил три фазы развития науки: теологическую с ее идеей Бога, метафизическуюс ее идеей природы и позитивную с ее идеей бытия и познания (1910). Эти фазы выступают как необходимые этапы объяснения мира. В условиях недостатка знания мир совершенно необходимо объясняется путем фетишизации, одухотворения, а также в мировых монотеистских религиях. Опытная революция в естествознании разрушила цельное представление первого этапа и, в свою очередь, подготовила наступление третьей, позитивной по Конту, фазы. Происходит обычное отрицание отрицания в области познания природы.
Можно сделать еще дальше идущее обобщение. Политеизм (и фетишизм) соответствовал этапу абстрактно-целостного восприятия и объяснения мира (отчего, в частности, большая экологичность традиционного природопользования); монотеизм – аналитическому; философский и естественнонаучный атеизм – диалектически целостному. В качестве последующего отрицания последнего тогда следует ожидать фазу аналитико-интегрального (системного) восприятия и объяснения мира с его пантеизмом – ноосферным космизмом.
Развитие географической науки не составляет исключения (Забелин, 1969; Анучин, 1972; Исаченко, 1971, 1975; Кузнецов, 1961,1972; Мукитанов, 1985 и др.). Поэтому, исключив теологическую терминологию, можно принять приведенную генеральную периодизацию географического знания, которая не исключает выделения и других, более детальных этапов.
В генерализованном виде, обобщая названные и другие труды по истории науки, можно выделить следующие крупные этапы (с их краткими характеристиками).
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1159;