Мировые религии
Из многообразия религиозных учений принято выделять особый тип религий, достаточно условно называемых мировыми религиями.
Традиционно к ним относят буддизм, христианство, ислам.Мировыми их называют из-за широкого распространения по всему миру, однако очевидно, что большое число приверженцев этих учений всего лишь следствие, а не причина популярности этих религий. Причины же достаточно быстрого распространения именно этих конфессий следует искать в самих вероучениях. В мировые эти религии превратились благодаря следующим особенностям:
– они формируются в переломные, кризисные эпохи, предлагая решения уже назревших проблем. Буддизм должен был преодолеть политическую, этническую и кастовую разобщенность, а также разрешить ряд философских вопросов, сложившихся в различных школах Древней Индии. Перед христианством стояла задача найти пути выхода из политического и нравственного кризиса в Риме, а ислам должен был стать идеологией зарождающегося арабского государства;
– большую роль во всех этих религиях играет харизматическая фигура основателя, таковыми являлись и Будда, и Христос, и Мухаммад;
– в учениях мировых религий имеется обоснование социального и этнического равноправия, эта интернациональность способствовала быстрому распространению буддизма, христианства и ислама среди разных народов и представителей разных классов;
– особое внимание во всех этих учениях уделяется нравственному аспекту, что делает их очень привлекательными в те периоды времени, когда кризисное состояние морали заставляло искать новые ценности и нормы.
Следует отметить, что список мировых религий не сводится только к трем – буддизму, христианству и исламу. Мировой религией мог стать зороастризм, основа для этого содержалась в его вероучении, так как приверженцем этой религии мог стать любой человек, независимо от национальной и социальной принадлежности, который признавал служение божеству Ахурамазде. Неблагоприятно сложившиеся исторические обстоятельства, прежде всего войны, которые ограничили распространение этого учения, помешали
превращению зороастризма в мировую религию. Тенденцию к превращению в мировую религию проявляют в своем развитии религии, считавшиеся в большей степени национальными, например иудаизм. Кроме того, следует учитывать, что те учения, которые складываются в современном мире, изначально содержат все черты, характерные для мировых религий (это присуще подавляющему большинству так называемых нетрадиционных религий).
Заключение.
Многообразие религий заставляло исследователей искать различные подходы их изучения: антрополог-эволюционист Эдуард Тейлор определял религию как веру и сверхъестественное; теолог и философ Рудольф Отто считал, что религия — это переживание священного; психолог Зигмунд Фрейд сравнивал религию с неврозом, социолог Макс Вебер рассматривал ее как фактор общественного развития.
М. Элиаде замечает: "Очень жаль, что у нас нет более точного слова, чем "религия", для обозначения опыта священного. Разве не странно обозначать одним и тем же словом опыт Ближнего Востока, иудаизма, христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и так называемых примитивных народов? Но искать новый термин поздно, и мы можем использовать понятие религии, если будем помнить, что оно не обязательно предполагает веру в бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связано с идеями существования, значения и истины". (Гараджа В.И. Социология религии. М., 2007 г).
Глубок и сложен духовный мир человека. Существование м ножества религий неизбежно приводит к возникновению вопроса: какая же из них истинна? Каждый верующий человек делает выбор сам. В ХХ в. сравнительное исследование многообразных форм форм проявления религиозности в разных культурах способствовало возникновению концепции, утверждающей, что
каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на экзистенциальные вопросы, а все они и меют общие черты, характеризующие человека как Homo religiosus (человека религиозного). Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества, исследуя в равной мепре как мировые религии, так и тадиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Религиоведение анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными культурными и социально-политическими процессами.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.
2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.
Дополнительная:
Антее П. Религии современности (истории и вера). – М., 2005.
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. - М., 2005.
Мень А.В. История религии: в 2 кн. - М., 2006.
Музафарова Н.И. История религий. - Ростов н/Д,2006.
Померанц Г. С., Миркина З. А. Великие религии мира.-М.; Спб: 2012.
Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий. - М., 2005.
Шахнович М. М. Религии мира. Учебное пособие.-Из-во С.-П унив., 2010 .
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1386;