Начало человеческой истории
Основоположник теории общественного договора, теории «гражданского общества», Т. Гоббс вывел за пределы истории постулируемое им так называемое «естественное состояние» людей. Он связывает начало гражданской истории только с появлением государства. Поэтому история для него «является историей произвольных действий людей в государствах»1. Таким образом, Гоббс исключает из истории все первобытнообщинное состояние человеческого рода. П. Гольбах, утверждает, что «нет ничего более надуманного, фантастического и противоречащего человеческой природе, чем подобное «естественное состояние». Человек всегда существовал в обществе... Под влиянием потребностей, привычек и опыта общество становилось для него все более и более необходимым»2. Но Гольбах, как и другие сторонники теории «общественного договора», не указывает основания начала человеческой истории, не отвечает на вопрос, как она возможна?
Начало человеческой истории определяется некоторыми эмпирически данными предпосылками. К ним относятся следующие:
1. Наличие действительных человеческих индивидов.
2. Их более или менее свободная деятельность.
3. Материальные условия их деятельности, которые делятся на две составляющие:
а) естественные условия, которые люди находят уже готовыми;
б) те условия, которые люди создают сами в результате своей деятельности (это то, что называют «второй природой»).
Следовательно, первой предпосылкой человеческой истории является наличие человеческих индивидов, благодаря деятельности которых изменяется не только природа, но и они сами в ходе исторического процесса. Людей можно отличить от животных по многим параметрам — по наличию сознания, религии и т. п. Но сами они отличают себя от животных лишь с началом производства необходимых им средств существования. «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят»1.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 565;