Стоицизм.

Стоицизм – направление, зародившееся в эпоху эллинизма и просуществовавшее до конца античного мира. К стоикам принадлежали Зенон из Китиона (336-264 гг. до н.э.) ̶ основатель стоицизма и Хрисипп (281-208 гг. до н.э.) ̶ систематизатор стоицизма.

В противоположность Эпикуру стоики стремились обосновать обретение душевного спокойствия посредством разумного подчинения природе.

Философия стоиков подразделяется на три основных части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа).

Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и поэтому не отличается особой оригинальностью. В её основе лежит идея о Логосе как всё определяющей, всё порождающей, во всём распространённой субстанции ̶ разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого необходимо, так как это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. Цель человека - в том, чтобы жить «в согласии с природой». Лишь так он достигнет гармонии, ведущей к счастью (эвдемонии), правда, если покой души не будет нарушен никаким аффектом, он сможет освободиться от мирских желаний.

Скептицизм.

Скептицизм (греч. ̶ размышление, рассматривание) ̶ основное направление эпохи эллинизма. Основатель ̶ Пиррон (365-275 гг. до н.э.), но систематически был изложен Секстом Эмпириком (200-250 гг. н.э.).

В отличие от Эпикура и стоиков, скептики стремились обосновать обретение душевного спокойствия посредством воздержания от категорических суждений. Они указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость. Античный скептик отвергал познаваемость жизни.

Бытие представляет собой многообразие в своей текучести. Устойчивый смысл вообще отсутствует, всё текуче. Познавший многое не может придерживаться строго однозначных мнений. Так в скептицизме Пиррона прослеживается взаимосвязь воздержания от суждения и невозмутимости (атараксии).

Заслуга скептиков ̶ в попытке определить пределы рационального мышления. Недовольные границами, в которых функционирует разум, они обращались к религии. Подрывая выводы разума, скептики, тем самым, подготовили наступление христианства, для которого вера выше разума.

Примерно в то же время получает направление неоплатонизм, который принимает религиозную направленность (А.Саккас, Плотин, Прокл).

2. Философия средневековой Европы.

В Средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви.

Средневековая философия ̶ отдельный этап в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией.

В средневековой философии выделяют два крупных периода: патристику (IV-VIII вв.) и схоластику(VIII-XIV вв.).

Переход от античной философии к средневековой растянулся на несколько столетий и в Европе был тесно связан со становлением христианства в I-IV вв. Патристика ознаменована усилиями отцов церкви разработать христианское учение с помощью античной философии, укрепить его и защитить от язычества. Основные мыслители этого периода – Филон Александрийский и Августин Аврелий.

Апологеты II века защищают молодое христианство от предрассудков и обвинений» язычников. Это ̶ Климент Флавий (Климент Александрийский) (ок. 150-219 гг. н.э.) который был одним из крупнейших представителей «апологетики». В его трудах чётко обозначилась линия на союз с «эллинской философией», которая, по его мнению, близка к христианству. Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословием. Именно ему принадлежит положение, что философия одобрена Богом, а разумное пользование ею целительно.

Дружелюбию Климента противостоит отрицание философии Тертулианом (ок.160-220). Он против вторжения философии в сферу веры. Только вера, божественное откровение приводит к истине. Ориген (ок.185-254) начинает видеть философию в качестве рефлексии над содержаниями откровения.

Августин Аврелий (354-430 гг.) - теолог, епископ. Пришёл в христианство после длительного периода духовных исканий и преодоления в возможности познания Бога. Основные его сочинения - «О Божьем граде», «Исповедь».

Первоначально Августин находился под влиянием манихейства ̶ религиозно-философского учения, основанного в III веке персидским мыслителем Мани. Согласно этому учению, существует два начала мира ̶ свет и тьма. Свет олицетворяет божественное, духовное начало, а тьма – дьявольское, материальное. Противопоставляя свои взгляды христианству, Мани утверждал, что зло и тьма вечны. Поэтому человек должен пребывать в строжайшем аскетизме, чтобы преодолеть зло, поскольку он как творение тьмы (материи), которая заключила душу («искру света») в плоть. Это вело к дуалистической позиции объяснения мира - борьба двух начал - добра и зла, света и тьмы и представление о мире, и его происхождении ограничивало всемогущество Бога и вступало в противоречие Ветхим Заветом, что объясняет яростную борьбу, которую христианство повело против манихейства.

Переход от манихейства к христианству занял у Августина значительное время. В своей знаменитой «Исповеди» Августин стремился пробудить и других язычников к обращению в христианство. Здесь он подробно описывает тернистый путь своего перехода к этой религии.

Из философов Августин высоко ценил Платона, считая его философию

более всего подходящей для обоснования Бога. Он принял положение Платона о существовании телесных идей («сущностей»). Но он видоизменил понятие идей Платона и включил все платоновские идеи в религиозный Абсолют. Он заявил, что идеи Платона – «это мысли творца перед актом творения». Идеи суть прообразы всякого бытия в духе Божьем. Сотворенный мир есть воплощение в материи и отражение этих идей, благодаря творческой активности Бога.

Августин дал принципиально новое понимание времени. Он делает поворот от античного, связанного с космосом понимания времени к линейному толкованию времени, внутреннему осознанию времени. Понятие о времени как движении от прошлого к будущему, а не как о постоянном повторении того, что уже когда-то было, стало основой формирования исторического сознания. Но для Августина история ̶ это промежуток между двумя «вечностями»: созданием мира Богом и «тысячелетним» Царством Божиим на Земле. Такое понимание времени было характерно для всей средневековой культуры.

В заключительном периоде патристики на смену оригинальным отцам церкви пришли заурядные их последователи. Если для отцов церкви абсолютным авторитетом было Священное писание, то их продолжатели добавили ещё и авторитет самих отцов. Можно выделить два имени с точки зрения выдвижения новых оригинальных идей ̶ Боэций и Эриуген.

Боэций завершает период патристики, Эриуген стоит на пороге нового этапа средневековой философии ̶ схоластики.

Схоластика характеризовалась углублённым вниманием к философским проблемам богословия. Начало схоластики приходится на IX столетие. Схоластика ̶ «школьная философия». Различие между схоластикой и патристикой в следующем: в период патристики стояла задача систематизации догматики; схоластики уже располагали догматической конструкцией и их задача заключалась сделать её доступной для всех. Схоласты пытались посредством диалектического метода решить универсальные философские проблемы (например, соотношение веры и разума, воли и интеллекта, а также существование Бога). В рамках схоластики была разработана целая система «доказательств» бытия Бога. В начальный период средневековья авторитет отцов церкви оставался непререкаемым. В XI веке под влиянием Абеляра, на первый план схоластической философии вышла логика, что в свою очередь поставило под сомнение исключительный авторитет отцов церкви. Для таких богословов, как Фома Аквинский значительную роль приобрела категория разума, который является дополнением веры.

Наибольшим влиянием среди различных школ богословия пользовались идеи Иоанна Скота Эриугены и Фомы Аквинского.

Согласно И.С. Эриугены (ок.810-877 гг.), всякое человеческое стремление к истине должно исходить из веры в откровение. На долю разума выпадает

прояснение этого откровения.

В своём главном произведении «О разделении природы» он различает 4 формы природы: природа творящая и не сотворённая (Бог как творец); природа сотворённая и творящая (божественные идеи и прообразы); природа сотворённая и не творящая (индивидуальные вещи); природа не творящая и несотворенная (Бог в состоянии покоя, закончивший творение).

Творение в целом следует мыслить как самооткровение (теофанию) сокровенного Бога, тем самым познающего себя самого.

Центральная проблема средневековой философии – статус универсалий.

Универсалии – суть общие, родовые понятия, в отличие от конкретных вещей.

Платон полагал, что сущности вещей, их идеи существуют вне вещей. Аристотель показал, что сущности вещей могут находиться только в самих вещах. Спор между Платоном и Аристотелем в средневековой философии принял форму спора между реалистами и номиналистами.

Начало спорам реалистов и номиналистов положил Боэций(480-524 гг.) ̶ христианский философ. Он пытался выяснить в «Комментариях к Порфирию», им самим переведенному, существуют ли виды и роды вещей или они реальны лишь как понятия.

Первое время христианские философы не придавали значения данному вопросу. Но уже в IX веке начинают формироваться два противоположных направления ̶ номиналисты и реалисты ̶ направления средневековой схоластики, разрабатывавшие альтернативные варианты решения проблемы «универсалий» или общих понятий. Для реалистов существуют первоначально существуют общие понятия (универсалии) для каждой конкретной вещи (Ф.Аквинский и др.). Для номиналистов реально существуют лишь конкретные вещи, а универсалии ̶ слова, понятия, которые употребляются для обозначения множества вещей (Оккам, А. Кентерберийский).

Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) занимает в споре об универсалиях позицию, близкую к номинализму (её также называют концептуализмом). Он доказывал, что общее существует не само по себе, а лишь в словах, которые обозначают схожие между собой предметы.

Наиболее ярким представителем схоластики был Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Если Августин следовал Платону, то Фома Аквинский основывался на философии Аристотеля. Его достижение ̶ связь аристотелизма с христианской философией августиновского типа. В XIX вв. его труды объявлены католической церковью основой христианской философии, и неотомизм стали изучать в религиозных учебных заведениях.

Ф.Аквинский доказывал, что Бог познается не только посредством откровения, но и научного изучения его творения ̶ природы.

Основные сочинения: «Сумма против язычников», « Сумма теологии», а также различные «Вопросы».

Задача Ф.Аквинского состояла в примирении веры и знания, что было не простой проблемой для католической церкви.

Мыслитель полагал, что универсалии существуют трояко: в божественном интеллекте, до всяких вещей, как архетипы; в субстанциях или вещах, как их сущность; в нашем уме, как абстрагированная форма.

Человеку присущи две способности познания ̶ чувства и интеллект.

В своих произведениях Ф.Аквинский не затрагивает естественнонаучные проблемы. Тем не менее, он понимает, что церковь во избежание конфликта должна примириться с ростом и влиянием конкретных научных дисциплин и признать правомерность научно-философского знания. Отсюда и его решение проблемы монотеистической религии (отношение между знанием и верой, философией и теологией), не совпадающее ни с одним из имевшихся к тому времени решений этого вопроса, и прежде всего, с концепцией «двух истин».

Аквинский полагает, что знание обладает ценностью, но ещё более необходима человеку вера. Наука и философия в определённом смысле союзники теологии, но главенствующее положение принадлежит теологии.

Фома приводит 5 доказательств бытия Бога. Поскольку познание начинается у человека, как существа плотского, с чувств, Фома отвергает априорные доказательства. Поэтому его доказательства исходят из опыта.

1) Движущим началом является Бог (так как Бог ̶ перводвигатель)

2) Бог ̶ первая причина всего.

3) Бог ̶ причина природной необходимости и случайности (Бог ̶ первая необходимость).

4) Бог ̶ причина всех благ и совершенств в природе (Бог ̶ первое благо и совершенство).

5) Бог ̶ причина целесообразного существования всех природных вещей (Бог-первая цель).

Приведенные рассуждения лежат в основе убежденности Ф.Аквинского в абсолютном превосходстве веры над знанием, вера обладает большей достоверностью, чем знание. Отсюда его убеждение в том, что нет ничего зазорного в том, что и наука, и философия пребывают в служанках у теологии.

В этической концепции Ф.Аквинский показывает причину наличия зла в свободном выборе человека между злом и благом. Бог создаёт зло непреднамеренно. И человек несёт ответственность за выбор грешного пути.

Этика Фомы перекликается с его пониманием права, первой разновидностью которого он считал так называемое вечное право, совокупность правил, составляющих основу божественного руководства миром. Вечное право отражается в естественном праве, которое дано всем живым существам, в том числе человеку. Последней разновидностью права, его конкретной формой проявления является человеческое право. Это право проявляется в двух вариантах: общенародное право и гражданское, действующее в конкретных государствах.

В XIV веке в схоластике возникли течения, которые стремились обособить философское и научное знание от теологического.

Д. Скот (1268-1308 гг.) – самый известный критик Ф.Аквинского. Реалист. Подверг сомнению возможность умозрительного доказательства существования Бога, а также возможность сотрудничества теологии и философии.

Впервые об эмпирическом познании природы стал говорить Роджер Бэкон(ок.1214-1294 гг.). Он показывал ненужность и даже вредность далёкого от реальности схоластического метода и призывал изучать природу путём наблюдения и опыта. Понимая единство философии и теологии, он считал, что оно познаётся не как подчинение, а как признание рациональной необходимости философии, которая раскрывает свойства внешнего мира.

Ещё один представитель поздней схоластики Уильям Оккам (1285-1349 гг.) обращал внимание на возможности изучения природы и человека независимо от теологии. Он призывал к их научному исследованию путём логики и опыта. А чтобы сделать логику более приспособленной для познания конкретных явлений, нужно её очистить от лишних понятий схоластического теоретизирования. Познание возможно на основе не априорных причин, а опыта. Так называемый принцип экономии мышления («бритва Оккама») гласит: « Не умножай сущности без необходимости», то есть «не создавай абстракций, которым ничего не соответствует в реальном мире».

Постепенно философия отходит от богословия.

Уильям Оккам на исходе средних веков даёт начало теоретическому мышлению, подготовившему основу для мышления Нового времени.

3. Философия эпохи Возрождения.

Период развития Европы с начала XIV века и до конца XVI века принято называть эпохой Возрождения (Ренессанс). Это время отмечено выдающимися достижениями во всех областях науки и культуры.

Эпоха Возрождения пришлась на завершение средневековой философии и начало Нового времени. Это время зарождения капиталистического способа производства, технических и географических открытий, которые приводят к бурному развитию торговли и производства, к изменения в социально-классовой структуре общества.

Ослабло влияние церкви и религии на духовную жизнь общества, возрос интерес к античному наследию, на первое место выдвигаются проблемы человека, исследование его творческих способностей, прагматического управления обществом (Никколо Макиавелли), независимого от морали и религии, и наоборот, построения идеального общества (утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы) на основе идеи равенства.

Философия Возрождения имеет следующие периоды в развитии своих идей:

1) Раннее Возрождение (Данте, Петрарка, Боккаччо)

2) Высокое Возрождение (Кузанский, Пико делла Мирандола)

3) Позднее Возрождение (Телезио, Патриций, Бруно и др.).

Крупнейшими представителями эпохи Возрождения являются Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.

Возрождение вырабатывает новую мировоззренческую парадигму, получившую название пантеизм. На основе открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия.

Творчество Николая из Кузы (Кузанский) (1401-1464 гг.) стоит на пороге Нового времени. Его мышление отмечено влияниями неоплатонизма и мистики.

Главный вопрос для Николая Кузанского – может ли человеческий разум выразить в рациональной математической форме тождество Бога и природы. Основное его сочинение - «Об учёном незнании».

Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. Кузанец отходит от схоластических идей в толковании Бога и развивает идеи, близкие к античному пантеизму, деперсонализирует Бога, который выступает у него как «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. «Ограничение» («самоограничение») Бога, как актуальной бесконечности, означает фактическое «развёртывание» Бога в чувственный мир, мыслимый как «ограниченный максимум». Таким образом, Кузанский выдвигает идею отождествления творца и творения. «Бог во всех вещах, как и они в Нём». Бог представляет собой единство противоположностей ̶ абсолютного максимума и абсолютного минимума. Совпадение максимума и минимума позволяет заключить, «во-первых, что Бог пребывает во всём («всё во всём») и признание мира вне Бога является непоследовательным; во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, т. е. творящего и сотворённого; в-третьих, сущность вещей и Бога совпадает, а это свидетельствует о единстве мира. Бог есть единое бытие, так как в нём, как в бесконечности, совпадают все противоположности и разрешаются все противоречия.

Джордано Бруно (1548-1600 гг.) – пантеист с атеистическим и материалистическим подходом. Считал природу единой и бесконечной субстанцией, творящей саму себя. Основные работы: «Изгнание торжествующего зверя», « Пять диалогов о причине, начале и едином».

Важная особенность эпохи Возрождения ̶ ориентация философского мышления на помощь науке. Дж. Бруно ̶ мученик науки, погибший в пламени костра инквизиции за свои убеждения.

Космологические идеи Кузанского оказали большое влияние на Дж. Бруно. Круг теоретических интересов Бруно сконцентрировался на решении натурфилософских проблем. Он считал, что цель философии заключается в познании природы, являющейся «Богом в вещах» (пантеизм).

Возрождая суждения древнегреческих атомистов, он выдвинул учение о «монадах» (единица бытия), минимальных неделимых частицах, в деятельности которых сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Верховная субстанция есть «монада монад», или Бог. Вселенная и природа совпадают с Богом. Снимая границу между творцом и творением, он разрушает противоположность формы (активного начала) и материи (пассивной). Бруно приписывает природе активный, божественный импульс.

Пантеизм Бруно ̶ путь к материалистическому пониманию природы.

Этика Бруно проникнута идеей героического энтузиазма (работа « О героическом энтузиазме») – стремление человека к познанию философской истины и труду.

Личность и жизнь Джордано Бруно стали легендой. Его жизнь являет собой пример «героического энтузиазма», о котором он так глубоко размышлял.

Николай Коперник и Галилео Галилей начинают принципиально новый период развития научного знания.

Николай Коперник (1473-1543 гг.) своей теорией гелиоцентризма разрушил геоцентрический принцип, где Земля является неподвижным средоточием Вселенной. Отвергал вместе с этим принципом и представление о конечности космоса. Коперник (в работе «Об обращении небесных сфер») описывает движение Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, которое является центром Вселенной.

Галилео Галилей (1564-1642 гг.), рассматривая вопрос об отношении Бога и природы, отходит от пантеизма и создаёт деистическую модель мира. Бог, согласно его рассуждениям, создал природу, наделив её определенным порядком и закономерностями. После этого создатель не вмешивается в природу, она живёт и развивается самостоятельно. На основании вывода о независимом существовании природы Галилей разработал свои принципы её познания. Он ввёл экспериментально-математический метод исследования природы, космоса.

Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) устанавливает связь между математическими и динамическими (физическими) закономерностями в астрономии.

Леонардо да Винчи (1459-1519 гг.) был не только гениальным живописцем, но и основателем современного естествознания, мыслителем, который применил экспериментально-математический метод исследования природы. Математику он считал достовернейшей из наук при осмыслении и обобщении опыта. Реалистическое искусство Леонардо да Винчи свидетельствует о значительном развитии художественно-эстетической мысли эпохи Возрождения. По его мнению, искусство, как и наука, служит познанию реального мира. Подчёркивая мудрость природы, индивидуальность, красоту души и тела человека, Леонардо выступал как учёный-анатом, психолог и замечательный живописец.

Социальная мысль эпохи Возрождения, а это ̶ эпоха становления раннего буржуазного общества, представлена у Томаса Мора, Никколо Макиавелли, Томмазо Кампанелла.

Томас Мор(1478-1535 гг.) ̶ английский гуманист, писатель, государственный деятель. Автор «Утопии» ̶ книги об идеальном обществе и государстве. Томас Мор и Томаззо Кампанелла составили основы утопического социализма, где критиковали формирующееся капиталистическое общество.

Томаззо Кампанелла (1568-1639 гг.) автор работы «Город Солнца». «Город Солнца» ̶ утопия, модель некого «совершенного» государства», в котором господствуют философы-священники во главе с метафизиком, воплощающим собой идеал лидера. В его государстве отсутствует частная собственность, а всеобщий обязательный труд гарантирует изобилие

Идеи социалистов-утопистов в дальнейшем оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

Никколо Макиавелли(1469-1527 гг.) – итальянский мыслитель, государственный деятель, историк, писатель и поэт. Основное сочинение ̶ «Государь».

В эпоху политических кризисов Макиавелли стремился показать путь к прочно организованному государству, которое укрепило бы нравственное сознание граждан. Основой такого государства должна быть, в том числе, властная воля государя. Поэтому он описывает качества правителя, способного упорядочить государство и при этом удержаться у власти. Основой его деятельности становится провозглашенное Макиавелли разделение политики и морали.

Он обосновал необходимость светского государства. Он утверждал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью государства.

Необходимый порядок в обществе создаёт критическое мировоззрение людей, которое может воспитать не церковь, а только государство. Государство ̶ гарантия единства интересов и благополучия всех граждан.

Центр внимания в эпоху Возрождения перемещается от Бога к человеку, изучению человеческой природы, и основным становится понятие «гуманизм». Основателем гуманизма считают Франческо Петрарку (1304-1374гг.). Его гуманизм носил преимущественно литературный характер, отличаясь преклонением перед античным красноречием.

Важнейшим представителем гуманизма в Северной Европе был ЭразмРоттердамский (1469-1536 гг.). Он пытался связать христианскую философию с античным представлением о человеке.

Представителем французского гуманизма был Мишель Монтень (1533-1592 гг.). Он заложил его основы в своих «Опытах». Самосознание человека признаётся основой достоверного знания, что ведёт к идеям философии Нового времени. В центр мироздания становится человек с его чувствами. Обращенность к человеку выражает сомнение в символе религиозной веры.

И тем самым, философия возвращается к своим традиционным проблемам, которые уже рассматривались в античное время. Гуманистам кажется, что средневековое мышление увязло в теологической проблематике, и поэтому они требуют возрождения человека на почве античного духа.

4.Философия Нового времени

Начало Нового времени. Эпоха Просвещения.

Историческую эпоху XVII – XVIII вв. с точки зрения её духовного содержания называют Просвещением. Классическое определение просвещения дал И. Кант (1783): «Просвещение есть выход человека из состояния незрелости, ответственность за которую несёт он сам. Незрелость есть неспособность обходиться собственным разумом без чужого руководства».

Просвещение возникло в Англии и Франции. Термин «Просвещение» впервые употреблён Вольтером и Гердером.

Начиная с XVII века, бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

Крупными философами в Европе XVII века являются: Ф. Бэкон (Англия), Т.Гоббс (Англия), Дж.Локк (Англия), Р.Декарт (Франция), Б.Спиноза (Голландия), Г.Лейбниц (Германия).

Создание основ Просвещения шло по двум линиям:

1.Рационализм (прежде всего во Франции и Германии). Его главные представители утверждал, что действительность можно познать исходя из принципов чистого мышления. Поскольку мир построен логично, его можно познать дедуктивным путём. Образцом служит математика, делающая выводы на основании немногих достоверных аксиом.

Действительность – это две (Декарт), одна (Спиноза) или множество (Лейбниц) субстанций, и Бог создал её совершенной.

2. Эмпиризм ( прежде всего в Великобритании, затем и во Франции).

Ф.Бэкон (1561-1626) – английский философ-материалист, утверждавший, что независимо от нас существует мир вещей природы. Движение (он выделял 19 его форм) является внутренним свойством вещей. В познании он выделял истину науки (познание природы) и истину теологии (познание Бога и загробной жизни). Целью науки является установление господства над природой на благо общества. Познание есть реальное отражение природы, свободное от фальсифицированных представлений, предрассудков, которые Бэкон называет идолами (призраками). Четыре их вида («идолы пещеры», «идолы рода», «идолы рынка» и «идолы театра») он приводит в своём «Новом Органоне». Правильным методом достижения истинного познания и устранения призраков является индукция. Это ему принадлежит известное утверждение: «Знание – сила!»

Начиная с Ф. Бэкона, идёт традиция, продолженная Гоббсом, Локком, Беркли, Юмом, которая усматривает основу познания в (чувственном) опыте. Пользуясь разумом можно упорядочить предметы и события, и извлекать из них индуктивные выводы.

Основные работы Дж. Локка (1632-1704гг.) – «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении», «Разумность христианства».

Проблеме метода познания и проблемам гносеологии посвящено основное философское произведение Локка «Опыт о человеческом разуме». Всё знание происходит из опыта: внешнего (ощущений) и внутреннего (рефлексии). Ощущения ̶ основа наших знаний о мире. Локк распределил их на два класса: на первичные и вторичные качества. Идеи первичных качеств (плотность, фигура, движение и др.) ̶ копии качеств самих вещей, в то время как идеи вторичных качеств (цвет, запах, вкус, звук и др.) не похожи на качества самих вещей. Учение Локка о наличии первичных и вторичных качеств опирается на противопоставление объективного и субъективного. Абсолютизация роли вторичных качеств позднее привело к формированию субъективного идеализма.

Так же как и Гоббс, Локк обосновывал необходимость государственной власти с позиции теории «естественного права» и «общественного соглашения», но в собственной философии высказал и ряд новых, прогрессивных идей. Он впервые выдвинул принципы распределения государственной власти на законодательную, исполнительную и федеративную (внешних отношений).

Локку принадлежит определение рождающегося человека как «tabula rasa» («чистая доска»). Все свои понятия, по Локку, человек приобретает из жизненного опыта и не имеет, вопреки Декарту, врождённых идей. Локк развивал сенсуалистическую теорию познания в традиции материализма Ф.Бэкона.

Дж. Беркли (1685-1755 гг.) создаёт свою теорию, целью которой он видит сознательное опровержение материализма. Из материалистического в целом учения Дж. Локка он отбрасывает учение о первичных ощущениях и абсолютизирует роль вторичных. Вещи и предметы окружающего мира являются восприятиями наших органов чувств, при этом отрицается материальность внешнего мира. Мир таков, каким мы его воспринимаем. Существуют лишь идеи и разум, материальности не существует. Тем самым Дж. Беркли оспаривал существование материальной субстанции.

Завершением английского эмпиризма стала философия Д.Юма (1711-1776 гг.), тоже абсолютизировавшего роль локковских вторичных качеств предметов материального мира и рефлексии. Главное произведение «Трактат о человеческой природе», а также эссе о познании, морали, политике и религии.

Р. Декарт (1596-1650 гг.) явился основоположником современной западной философии рационализма. Декарт ̶ французский философ, математик, физик, физиолог, создатель современной алгебры и аналитической геометрии, один из основателей механики.

Главные сочинения - «Рассуждения о методе», «Метафизические рассуждения», «Начала философии».

Декарт обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, её атрибутах и модусах, выдвинул идею о научном методе познания и о «врождённых идеях», и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направления в философии.

Своим подходом к субъекту познания Декарт открывает основные посылы философии Нового времени. Рационализм ̶ название философской системы и порождённой ею традиции – обязаны той решающей роли разума (лат. – ratio), которую ему отвел Р.Декарт.

Декарт хотел создать науку о природе, такую же достоверную, как и математика. Достоверность математики объясняется достоверностью её аксиом. Поэтому начинать философствовать следует с поиска достоверных первоначал (аксиом) всех наук.

Только интуиция позволяет открыть самые первые положения, которые не допускают никакого сомнения в своей истинности. Только дедукция (дедуктивный метод) позволяет вывести из них необходимые следствия. Вместе они образуют новый метод философствования и познания природы: гипотетико-дедуктивный.

Главные результаты применения нового метода: существуют три субстанции (начала природы) ̶ Бог (не сотворённая, бесконечная, мыслящая

Первопричина всего), природа (сотворённая, протяжённая, немыслящая) и мышление (сотворённая, мыслящая ̶ дуализм духовного и материального мира).

В антропологии Декарта сказывается дуализм телесной и духовной субстанций ̶ человек дуалистичен, соединяет в себе материальную и духовную субстанции.

Проблема соотношения тела и души, поднятая Декартом, отправная точка для философской школы окказионалистов. Их представители, и прежде всего А.Гейлинкс (1624-1669 гг.) и Н.Мальбранш (1638-1715 гг.), утверждали, что связь двух разделённых субстанций, духа и тела, может обеспечить лишь прямое вмешательство Бога.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677 гг.) ̶ голландский философ, рационалист и пантеист. Главная тема философии ̶ естественный порядок природы и место в ней человека.

Основное сочинение - «Этика».

Учение о субстанции как единой, вечной и бесконечной природе легло в основу его системы. Субстанция одна, она есть причина самой себя.

Природа разделяется на природу творящую ( natura naturans) и, не тождественную ей, природу сотворённую ( natura naturata). Природа творящая есть Бог, единая субстанция, тем самым, отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование надприродного Бога.

Конечные вещи Спиноза называет модусами. Они, в отличие от субстанции, зависят от внешней причины. Между модусами существует взаимодействие.

Единичные, конкретные вещи (модусы) ̶ это природа сотворённая. Модусов существует бесконечное множество. Бог для Спинозы выступает имманентной (внутренней), а не внешней причиной всех вещей.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) считается энциклопедически образованным учёным; он был дипломатом, юристом, историком, математиком, физиком и философом, основателем и первым президентом Берлинской академии наук. Автор монадологии - прообраза современной теории элементарных частиц.

Любая вещь ̶ субстанция, число субстанций бесконечно. Все вещи активны, а раз они обладают собственным действием, значит все вещи ̶ сила.

Каждая субстанция, или сила, есть «единица» бытия, своего рода духовный атом.

Всякая отдельная монада есть и душа, и тело. Первичные качества ̶ самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения. Все монады связаны отношением предустановленной гармонии (принцип взаимного приспособления). Пространство и время – способы координации тел и их состояний, и не являются самостоятельными субстанциями.

Важный вклад в развитие философии внесли философские предшественники Великой Французской революции: П.А. Гольбах (1723-1789), Д. Дидро (1713-1784), К.А. Гельвеций (1715-1771), Ж.О. де Ламетри(1709-1751). Все они были более последовательными материалистами во взглядах на природу, но и более механистичными, сводя все формы движения к механическому перемещению. (Ламетри даже пишет в 1747 г. специальную работу «Человек-машина»). Они были сторонниками идеи о том, что все люди от природы равны, а неравными их делают общественные отношения. Надо путем просвещения добиться изменения социальных отношений, основанных на принципах неравенства. Т.е. они правильно считали, что обстоятельства творят людей. Но не видели того, что люди тоже способны изменять обстоятельства своей жизни.

Многие философы Просвещения достигли значительных успехов и в других областях, например, в математике, физике, политике или дипломатии.

Применение математики и метод наблюдения привели к прорыву в естествознании. Самым значительным примером этого был И. Ньютон, его механика, опирающаяся на достаточно развитый математический аппарат. Обусловленный этим математический и механистический характер естествознания XVII-XVIII вв. существенным образом отразился на содержании философии, которая в свою очередь оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.

Крупнейшим представителем Просвещения был Вольтер(1694-1778 гг.) - французский мыслитель, писатель, критик. Основные его произведения: «Философские письма», «Орлеанская девственница», «Философия истории» и др.

Вольтер ввёл в философию термин «философия истории», под которой он понимал участие в прогрессивном развитии человечества. Важную роль в развитии общества он отводил творчеству передовой мысли, науке, торговле, росту народонаселения.

В социально-политических взглядах Вольтер выступал за свободу печати, слова, совести. Наука, по его мнению, создана для просвещённого меньшинства. Главную задачу своей философии Вольтер усматривал в развенчании религиозной догматики, которая мешает людям строить счастливую жизнь, культивируя невежество, необразованность, фанатизм. Если теологическая религия ̶ «мать фанатизма, гражданских раздоров», то религия государственная – основа порядка и законодатель общественной морали.

Вольтер развивал идею общей закономерности природы; идею равен-ства людей, и это равенство политическое, равенство перед законом и правом.

Демократическое крыло французского Просвещения возглавлял Жан-Жак Руссо(1712-1778 гг.) ̶ философ, писатель, политический деятель. Основное его произведение «Общественный договор».

Руссо идеализировал простую жизнь обыкновенного среднего человека на лоне природы, в культе чувственности, в отрицании сословных перегородок и предрассудков.

Идеи Просвещения имели последствия для практики государственного строительства. В их рамках сформированы важные принципы: теория общественного договора; разделение властей (Локк, Монтескье); требование демократичного участия в управлении всех граждан, государство должно служить гражданам. Возникает теория естественного права: человек от природы существо свободное, при рождении он наделяется естественными правами (право на жизнь и т.п.). Эти принципы реализуются различными путями.








Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 900;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.058 сек.