Сущность капитала. Капитал и наемный труд
Термин «капитал» имеет много значений. Даже по поводу происхождения существуют разные версии. По одной из них, слово происходит от латинского capita - голова скота и появилось в те времена, когда мерилом богатства хозяйства было количество скота. По другой версии, оно происходит от латинского capitalis – главный. В обыденной жизни часто любые деньги называют капиталом. В научном политэкономическом словаре понятия «деньги» и «капитал» не отождествляются, так как они выражают разные производственные отношения.
В предыдущей главе мы выяснили, что деньги являются результатом развития товарного обмена и появляются еще в период разложения первобытнообщинного строя. Формула товарного обращения, выражающая отношения простых товаропроизводителей: Т – Д – Т (товар - деньги - товар), то есть продажа ради купли. Товаровладелец продает свой товар и покупает чужой потому, что таким путем он приобретает необходимые для него предметы потребления. Деньги в этой формуле играют роль посредника в обмене одних потребительных стоимостей на другие. Конечная цель и движущий мотив, заложенный в товарообороте Т – Д – Т: удовлетворение потребностей товаропроизводителей в необходимых для них потребительных стоимостях. Другое свойство товара, стоимость, не играет в этом обороте целевой роли, а служит лишь мерилом эквивалентности (равносильности, равнозначности) товарного обмена.
Капитал впервые в истории появляется в форме денежных богатств ростовщиков и купцов рабовладельческой эпохи и существует на протяжении феодальных столетий. Купеческий и ростовщический капиталы оперировали в сфере обращения с целью их увеличения в результате неэквивалентного обмена. На первых порах эти капиталы не вторгались в сферу производства, поэтому и на уровне обыденного сознания, и в работах представителей первого экономического направления – меркантилизма – именно сфера обращения рассматривалась как источник богатства.
Меркантилисты, а впоследствии и представители школы физиократов, в своих трудах не давали научных определений капитала и довольствовались общепринятыми представлениями.
Коренной поворот происходит, когда само производство перестраивается на капиталистических началах, то есть основывается на использовании наемного труда. В отличие от предшествующих способов производства, рабовладельческого и феодального, тоже предполагавших использование в производстве чужого труда, при данном способе производства применяется труд свободных от личной зависимости людей. Не случайно общественный строй, пришедший на смену феодализму, первоначально называли «гражданское общество». Французские историки, исследовавшие причины Великой французской революции, открыли классы. Новый общественный строй стали называть «буржуазным» по имени господствующего класса.
В работах буржуазных экономистов появляется научный термин «капитал» для обозначения одного из факторов производства. Например,
А. Смит рассматривал капитал как «запас продуктов различного рода, достаточный для содержания его (человека) и снабжения его необходимыми для его работы материалами и орудиями»[60] в течение всего периода производства и продажи продукта его труда. Капиталом, с точки зрения Смита, является та часть запаса, от которой человек «ожидает получить доход», другая часть составляет фонд личного потребления. С именем А. Смита связано начало изучения основного и оборотного капитала, накопления капитала. Другой классик буржуазной политэкономии, Д. Рикардо, считал, что капитал – это средства производства. Он говорил даже о капитале первобытного охотника, имея в виду оружие, необходимое для охоты на бобра или оленя. Для Рикардо капитал – фактор любого производства, а капитализм - вечное и естественное состояние любого общества.
Автор популярнейшего во второй половине ХIХ учебника политической экономии, последователь Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль писал, что капитал – это фактор производства, ответственный за все, что «текущий труд должен получать за счет прошлого труда и продукта прошлого труда»[61].
Самовозрастание стоимости как признак капитала, отмечали все экономисты, но причину этого самовозрастания многие из них объясняли неэквивалентностью обмена. Все экономисты рассматривали капитал как внеисторическое понятие.
Только К. Маркс характеризовал капитал как главное экономическое отношение именно буржуазного общества. После работ К. Маркса буржуазное общество получило название «капитализм».
Всеобщая формула капитала: Д – Т – Д (деньги – товар – деньги), внешне напоминающая формулу простого товарного обращения, на самом деле скрывает качественно иное содержание и цель движения. В этой формуле начальным и конечным пунктом являются деньги, а два меновых акта купли и продажи в такой последовательности не имели бы никакого смысла, если бы начальное Д и конечное Д не отличались друг от друга. Продажа ради купли не приносит никакой потребительной стоимости, деньги затрачены лишь для того чтобы принести новые деньги, причем в большем количестве, то есть в получении Д′ вместо авансированной суммы Д, то есть всеобщая формула капитала, отражающая его сущность самовозрастающей стоимости, будет выглядеть:
Д - Т - Д′, (5.1.)
Где Д′ = Д +∆Д, возросшая сумма денег, ∆Д – прирост стоимости.
И процесс этот должен постоянно возобновляться, так как в этой формуле за символом Д кроются уже не деньги, а капитал. К. Маркс пишет: «Деньги, описывающие в своем движении этот последний цикл, превращаются в капитал, становятся капиталом и уже по своему назначению представляют собой капитал»[62]. Деньги, не участвующие в обращении товаров, могут «оседать» в качестве сокровищ. Капитал не может не обращаться, не возрастать.
Выясняя причины этого возрастания, добросовестный ученый не может исходить из априорного предположения о неэквивалентном обмене как источнике возрастания капитала всего класса капиталистов: «Весь класс капиталистов данной страны в целом не может наживаться за счет самого себя». Получается, что «если обмениваются эквиваленты, то не возникает никакой прибавочной стоимости, и если обмениваются неэквиваленты, тоже не возникает никакой прибавочной стоимости. Обращение, или товарообмен не создает никакой стоимости»[63]. Но и не затратив денег, не пустив их в обращение, невозможно обеспечить возрастание их стоимости. Противоречия всеобщей формулы капитала в том и состоят, что «капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении. …Владелец денег … должен купить товары по их стоимости, продать их по их стоимости и все-таки извлечь в конце этого процесса больше стоимости, чем он вложил в него»[64].
Источник самовозрастания стоимости следует искать не в сфере обращения, а в той сфере, в которой создается стоимость, то есть в сфере производства. Первая фаза всеобщей формулы капитала Д – Т скрывает покупку не любых товаров, а таких, которые предназначены для производства. Вещественными элементами любого производства являются средства производства (машины, инструменты, сырье, вспомогательные материалы, здания и т.д.). Но, во-первых, средства производства использовались в любом докапиталистическом производстве и никакого возрастания стоимости не давали. То есть нельзя просто заменить в формуле Д – Т на Д – СП, средства производства необходимо купить, но в результате их использования в процессе производства они могут только перенести свою стоимость на готовый продукт. Перенести эту стоимость и создать новую стоимость может только живой труд, для которого нужно, чтобы средства производства «соединились» с рабочей силой.
«Под рабочей силой, или способностью к труду, - пишет Маркс, - мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости»[65]. Рабочая сила участвует в любом производстве. С древних времен в производстве применяется чужая рабочая сила, и чем выше производительность труда, тем больше созданный работником продукт превышает тот, который необходим ему для обеспечения существования (поэтому весь вновь созданный продукт распадается на необходимый и прибавочный). Именно на том, что работник может своим трудом содержать не только себя, но и другого, строится эксплуатация человека человеком. Это было и до капитализма.
Специфика капитализма состоит в том, что рабочая сила в условиях наемного труда становится товаром, а капиталистическая эксплуатация наемного труда предполагает покупку товара «рабочая сила» владельцем денег, предназначенных для функционирования в качестве капитала, у свободных от личной зависимости людей. Покупка означает эквивалентный обмен по стоимости. То есть первая фаза Д – Т скрывает не только приобретение средств производства Д – СП, но и покупку товара «рабочая сила»: Д – РС, то есть Д – Т (СП ; РС). Именно потому, что рабочая сила становится товаром, продается и покупается, происходит превращение денег в капитал.
Рабочая сила становится товаром в определенных исторических условиях:
1. Владелец рабочей силы лично свободен.
2. Владелец рабочей силы не имеет средств существования и средств производства, чтобы стать простым товаропроизводителем.
То есть владелец рабочей силы владеет ею, он «свободен, как орел, и гол, как сокол», ему нечего продать, кроме своей способности к труду, но он имеет право ею распоряжаться.
3. Нужно, чтобы в обществе в результате первоначального накопления появились люди, располагающие деньгами, которые они готовы вкладывать в производство с целью возрастания стоимости. Буржуазия, в руках которой деньги становятся капиталом, в отличие от рабовладельцев и феодалов, затрачивает их не на паразитическое потребление, а на покупку средств производства и наем работников. Маркс пишет: «Характерной особенностью капиталистической эпохи является тот факт, что рабочая сила для самого рабочего принимает форму принадлежащего ему товара, а потому его труд принимает форму наемного труда»[66].
По К. Марксу, капитал – это эксплуататорское отношение, основанное на купле-продаже рабочей силы, на наемном труде, которое существует только в условиях буржуазного общества: «…Капитал – это не вещь, а определенное, общественное, принадлежащее определенной исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер»[67].
Капиталисты - собственники средств производства - и наемные рабочие заключают сделку по всем правилам товарного обмена: капиталист за свои деньги приобретает право пользоваться рабочей силой в течение определенного времени, на оговоренных условиях, а наемный работник в обмен на свой специфический товар получает деньги, которые будут им затрачены на воспроизводство своей рабочей силы и на содержание семьи. Стоимость товара «рабочая сила» сводится к стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства способности работника к труду (включая расходы, связанные с поддержанием квалификации и удовлетворением культурных потребностей), для нормальной жизнедеятельности его и членов его семьи.
Специфичность товара «рабочая сила» состоит в том, что:
· Этот товар продается на время, а его владелец, работник, не расстается с ним после его продажи.
· Этот товар всегда продается в кредит, так как рабочая сила используется покупателем-капиталистом до того, как происходит выплата денег.
· Только товар «рабочая сила» при использовании не только не теряет своей стоимости, но воспроизводит ее и создает большую стоимость.
Стоимость, созданная трудом рабочего, всегда больше, чем стоимость самой рабочей силы. Избыток стоимости, созданной трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, составляет прибавочную стоимость. Эта прибавочная стоимость после реализации произведенных товаров составит ∆Д - приращение стоимости, которое является целью функционирования капитала. Именно в способности товара «рабочая сила» создавать прибавочную стоимость состоит потребительная стоимость этого специфического товара.
Таким образом, по К. Марксу, капитал и наемный труд - это диалектически взаимосвязанные стороны одного общественного отношения, отношения капиталистической эксплуатации. Условием превращения денег в капитал является превращение рабочей силы в товар, в предмет купли-продажи.
В современных учебниках марксистская трактовка категории «капитал» встречается очень редко, употребляется характерное для ХVIII и ХIХ веков рассмотрение капитала в качестве одного из факторов производства. Такие же трактовки используются и в экономических словарях. Например, в колинзовском Словаре по экономике читаем: «КАПИТАЛ – вклад в производственную деятельность, осуществляемый инвестициями в физический капитал (например, в фабрики, офисы, машины, инструменты) и в человеческий капитал (например, в общеобразовательную и профессиональную подготовку). Капитал – один из трех основных факторов производства, два других – труд и природные ресурсы. Физический (и человеческий ) капитал вносит значительный вклад в экономический рост»[68]. Не намного глубже краткая статья в новом издании Современного экономического словаря: «КАПИТАЛ - …в широком смысле это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле это вложенный в дело, работающий источник доходав виде средств производства(физический капитал).… Подденежным капиталомпонимают денежные средства, с помощью которых приобретается физический капитал. Термин «капитал», понимаемый как капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство, именуют также капиталовложениями или инвестициями»[69]. Читая эти формулировки, можно согласиться с авторами лишь в том, что они трактуют категорию «капитал» хоть в узком, хоть в широком , но только не в глубоком смысле.
Примитивизация в истолковании категории «капитал» - одно из проявлений издержек происходящего в современной России «перехода от несуществовавшего социализма к несуществующему капитализму», по образному выражению профессора Афинского университета С. Матсаса, процитированному профессором МГУ А.В. Бузгалиным, который отмечает, что «мы переживаем кризис социальной и культурной самоидентификации людей. ...Мы теряем ценности, убеждения, идеалы, критерии добра и зла, нравственного и безнравственного в поведении»[70]. Этот ученый в своем курсе лекций, прочитанных в Молодежном университете современного социализма, целый раздел уделяет анатомии капитала, исследуя его с неомарксистских позиций.
В современных экономических исследованиях нет сколько-нибудь однозначного понимания капитала. В самом общем виде семантическое (смысловое) содержание рассматриваемого понятия сводится к трактовке капитала как блага, использование которого позволяет увеличить будущие блага. Капитал выступает при этом как нечто приносящее доход своему владельцу. Такого взгляда придерживались, например, видные представители неоклассического направления — И. Фишер и Ф. Найт. Фишер, в частности, определял капитал как запас богатства в данный момент времени в отвлечении от его натуральной или стоимостной формы. Он считал, что сущность капитала состоит в способности богатства и собственности приносить своему владельцу систематический доход в виде «потока услуг».
Существенное место в современных определениях капитала отводится характеристике его как главного элемента производства, выступающего в многообразных формах, включая и создание услуг. Видный английский экономист Дж. Хикс, к примеру, под капиталом понимал совокупность товаров производственного назначения. При этом он продолжил традиции классиков, Е. Беем-Баверка, А. Маршалла.
По мнению П. Хейне, автора одного из популярных учебников по экономике, «капитал» означает, например, «производственные средства производства, или блага, которые можно использовать для производства будущих благ». Причем в объем данного понятия Хейне включает не только машины и оборудование, различные сооружения, но и так называемый «человеческий капитал»: знания, умения людей, приобретенные последними посредством образования, профессиональной подготовки и практического опыта, благодаря которым они предоставляют другим людям данные производственные или иные услуги.
Более общее понимание капитала в трудах большинства экономистов неоклассического направления проявляется прежде всего в трактовке его как запаса благ (богатства), приносящего систематический доход своему владельцу.
Более строгое определение капитала может быть таким: капитал — это запас благ (богатства) в денежной или неденежной форме, которые приносят доход своему владельцу на основе самовозрастания.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1084;