Стиль интерьера
Стиль регентство, пришедший на смену пышной, величавой декоративности барокко, занимает некое промежуточное положение между французскими "королевскими стилями", являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Хронологические рамки этого стиля приблизительно совпадают со временем, когда Филипп Орлеанский был регентом при малолетнем короле Людовике XV (отсюда и название стиля). В прикладном искусстве скачкообразные изменения очень редки, развитие идет, как правило, с едва заметными переходами от одного стиля к другому. Такого рода переходным этапом был стиль регентство. Как переходный, стиль регентство, в сущности, не имеет каких-то ярких, лишь ему одному присущих черт; большая часть изделий этого периода почти с таким же правом может быть отнесена как к зарождающемуся стилю, так и к нисходящему.
После смерти Людовика XIV участие Франции в династических войнах, затянувшихся на четверть века, приводит к сильному истощению ее экономики. О решении архитектурных задач, сравнимых по масштабам с Версалем, теперь не может быть и речи. Торжественный стиль "Grand siecle", "великого века", уходит в прошлое. Искусство французской аристократии, двора замыкается в кругу интимных настроений, "галантных праздников". Дух утонченности, интимности проникает в интерьер, мебель, во всю обстановку жилья.
Следствием изменений, наметившихся в быте, было появление рабочей комнаты и замена секретера письменным столом (бюро). Салоны обставляются в соответствии с менее принужденным характером светской жизни. Стулья и кресла группируются вокруг столиков; интерьеры парадны, хотя в великолепии они уступают интерьерам предшествующей эпохи. На фоне очень развитого убранства стен и потолков мебель играет довольно подчиненную роль. Изменения в стиле сказались прежде всего на характере декоративного убранства изделий. Формы мебели становятся грациозными, композиция - более непринужденной, динамичной.
Излюбленные орнаментальные мотивы: гротеск, ленточные переплетения, прихотливые завитки. Увлечение китайским фарфором, лаками, мебелью оказало стимулирующее влияние на европейское прикладное искусство. Среди мотивов украшения появляются китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный лист пальмы. Известный и прежде мотив раковины теперь приобретает самые затейливые формы, предвещающие рококо.
В мебельном производстве используются экзотические породы дерева. Очень эффектны изделия, обработанные черной полированной фанерой и бронзовыми накладками. Кровать, теперь "полубалдахинная", по прежнему остается важным предметом обстановки. Особенно своеобразны по решению ножки стульев, кресел и столов. Гнутые и точеные в виде балясин барочные ножки обильно украшаются мотивами масок, женских головок, стилизованных листьев; динамичные, сложные очертания получают и проножки. Изящный по линиям, нарядный, приподнятый на высокие ножки и имеющий, как правило, три ящика, комод становится в это время одной из излюбленных мебельных форм. Вершиной стиля регентство можно считать декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов. Барочные по существу элементы орнаментики - волюты, лист аканта, ленточные переплетения и пр. - приобретают большую легкость, воздушность. Появляется прием украшения резным ромбовидным орнаментом.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Алгоритм Шимбелла | | | По специальности 060108 Фармация, базовый уровень СПО |
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 649;