Подстили и жанры публицистики
Публицистика призвана оперативно откликаться на все события современности, поэтому для создания экспрессии, особенно в газетной разновидности публицистического стиля, используются главным образом типовые приемы (стандарты).
«Стандарт − это устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, т. к. обладает четкой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации» (А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В.Одинцов «Функциональные типы русской разговорной речи» (разбойничье нападение, террористический акт). Единство экспрессии и стандарта составляют конструктивный принцип газетного языка.
В противоположность стандартам штампы − отрицательное стилистическое явление публицистической речи. «Штамп − это явление иного порядка: это «стертая», «изношенная» экспресема, т. е. такое языковое средство, которое первоначально было свежим, выразительным, но в силу широкой употребительности потеряло свою оригинальность, стало употребляться недифференцированно, следствие чего − его нечетная семантика (черное золото, красной нитью и т. п.).
В теории публицистики выделяются информационные и аналитические жанры.
Жанровые разновидности публицистического стиля (газетного подстиля):
· Хроника (хроникальная информация): заметка, передовая статья, обозрение (полит., спорт.), репортаж, интервью;
· Рецензия;
· Очерк (объединяет в себе публицистическое и художественное начала);
· Зарисовка;
· Памфлет (небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему);
· Фельетон (объединяет публицистическое, художественное и сатирическое начала);
· Эссе (прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному)
Особое положение в публицистических жанрах занимает ораторская речь − это публичная речь, обращенная к многочисленной аудитории.
Газетные жанры противопоставлены также и по степени выраженности в них индивидуально-авторского стиля.
Так, жанр хроникальной информации не требует авторского «я». Жанр строится шаблонно. Прямую противоположность по степени выраженности авторского «я» представляет собой очерк − самый «субъективный» публицистический жанр. Очерк, как и фельетон, относится к художественно-публицистическому жанру. Действительность в очерке передается через образы. В зависимости от тематики очерки делятся на портретные, путевые, проблемные и др.
Репортажу также присущ эффект присутствия автора. Репортаж − это описание факта с места событий. Для репортажа характерна строгая документальность, сочетающаяся с образным описанием.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1569;