Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе

Многие упражнения спортивной, художественной гимнастики и акробатики имеют очень сложную структуру как по содержа­нию, так и по форме, а следовательно, и по технике исполнения.

Структура гимнастического упражнения включает в себя со­держание, форму, взаимодействие внешних и внутренних сил, обеспечивающих выполнение упражнения.

Содержание упражнения представляет собой совокупность вхо­дящих в него движений, последовательность их выполнения и спо­собностей гимнаста, необходимых для этого. В процессе овладе­ния упражнением эти свойства вступают в активное взаимодей­ствие, обеспечивая выполнение поставленной гимнастом или его педагогом двигательной задачи. Она формирует и изменяет струк­туру упражнения.

Форму гимнастического упражнения образуют положения и движения тела гимнаста и его звеньев в пространстве и во време­ни, взаимосвязь между способностями гимнаста. Форма тесно свя­зана с содержанием упражнения.

Различают технику гимнастического упражнения и технику исполнения гимнастического упражнения.

Техника гимнастического упражнения — это объективная как по содержанию, так и по форме модель структуры движений (обра­зец, эталон). Она разрабатывается на основе количественного и качественного биомеханического анализа структуры движений, ее морфологического, биохимического, физиологического и пси­хологического обеспечения. Это — очень сложная динамическая функциональная система. В ней в функциональное взаимодействие вовлекаются индивидуальные свойства (способности), относя­щиеся ко всем подструктурам личности гимнаста.

Техника исполнения гимнастического упражнения представляет собой целесообразный способ или совокупность способов управле­ния движениями, обеспечивающими успешное выполнение упраж­нения или решение конкретно поставленной двигательной задачи.

Выделяют следующие виды техники исполнения упражнения:

а) образцовая — обеспечивающая безукоризненное, близкое
к технике выполнение упражнений в условиях спортивной борьбы;

б) рациональная, или индивидуальная, — отражает (учитыва­
ет) конституциональные, двигательные, функциональные, пси­
хологические особенности гимнаста и его опыт.

Исполнение упражнений в гимнастике должно отвечать требо­ваниям присущего ей стиля. Оно имеет объективный и субъектив-


ный характер. Объективный характер исполнения зависит от моде­ли, образца, эталона структуры техники упражнения, а субъек­тивный — от индивидуального способа исполнения упражнения, от того, насколько точно гимнаст воспроизведет технику гимнас­тического упражнения и выразит себя в движениях. Техническое мастерство гимнастов характеризуется устойчивостью и качеством исполнения упражнения.

В основе техники гимнастических упражнений лежат законы механики, анатомо-физиологические и психологические свойства личности гимнаста. Законы механики объясняют, как в движени­ях гимнаста перемещаются отдельные звенья и тело в целом под действием внешних и внутренних сил. Анатомо-физиологические и психологические свойства объясняют, как воспроизводится тех­ника упражнения в движениях гимнаста.

Внешними силами при выполнении упражнений могут быть: вес тела гимнаста или отдельных его звеньев; сила трения, возникаю­щая при взаимодействии гимнаста со снарядом (с опорой), со­противление воздуха. Эти силы могут как затруднять, так и облег­чить выполнение упражнений. Так, например, действие силы зем­ного притяжения при движении тела гимнаста или отдельных его звеньев из более высокого в более низкое положение по отноше­нию к опоре облегчает выполнение многих упражнений, а движе­ние из низкого в более высокое — затрудняет. Сила трения может затруднять движение и в то же время создает условия для эффек­тивного выполнения упражнения.

Внутренние силы возникают благодаря способности гимнаста развивать напряжение работающими мышцами, использовать эла­стические свойства связок, суставных сумок, межпозвоночных хрящей. Разумное использование этих сил облегчает исполнение упражнений. Основную роль играет мышечное напряжение.

При изучении техники гимнастических упражнений наиболее важное значение имеет знание основных законов механики (ди­намики), поэтому целесообразно их напомнить.

Первый закон {закон инерции). Всякое изолированное от внеш­них воздействий тело сохраняет состояние покоя или равномер­ного прямолинейного движения до тех пор, пока внешние силы, а для человека — внутренние силы, не выведут его из этого состо­яния.

Второй закон {закон силы) говорит о том, что между силой {F) и изменением скорости (ускорением — а) существует прямо про­порциональная зависимость. Это основной закон динамики:

F = та, где F ~ сила, т — масса тела или его отдельного звена, а — ускорение.

Третий закон {закон равенства действия и противодействия). Силы, с которыми действуют друг на друга два тела, всегда


 



"мнастика



равны и направлены по одной прямой в противоположные сто­роны.

Опираясь на законы механики, можно рассчитать необходи­мые параметры исполнения даже технически сложных упражне­ний (моменты силы тяжести и инерции, количество движения, траектории общего центра массы тела и его отдельных звеньев, время и др.)- Поэтому знание законов механики необходимо каж­дому педагогу, имеющему дело с обучением двигательным дей­ствиям в бытовой, спортивной, трудовой, военной и других ви­дах деятельности.

Однако одних только этих знаний оказывается еще недоста­точно. Для того чтобы успешно обучать гимнастическим упражне­ниям, приходится учитывать законы других научных дисциплин: анатомии, физиологии, психологии, диалектики. Они не отменя­ют законы механики, но в целом ряде случаев вносят свои специ­фические поправки, диктуют свои условия и способы исполне­ния упражнений. Так, например, расчеты движений человека, основанные только на законах механики без учета требований других дисциплин, в свое время не дали ожидаемых положитель­ных результатов. К этим расчетам понадобились соответствующие поправки. Так, на стыке механики и анатомии, биологии в целом зародилась новая наука — биомеханика. Однако и она не исчер­пывает полноты рассматриваемого вопроса, потому что техни­чески правильное выполнение упражнений, да еще с соблюдени­ем гимнастического стиля, зависит от психических и личностных свойств гимнаста, от его опыта и, наконец, от совокупности всех перечисленных выше условий при ведущей роли личностных свойств. В этой связи зарождается новая научная дисциплина — биопсихомеханика. Она-то и призвана с наибольшей полнотой и точностью отразить технику исполнения гимнастических упраж­нений. Однако и для нее оказалось невозможным сделать это. В на­чале 90-х гг. выдвигались веские аргументы, обосновывающие не­обходимость создания новой научной дисциплины — психолого-педагогической биомеханики.

Приведем пример недостаточности законов механики для объяс­нения техники гимнастических упражнений. Известно, что сте­пень устойчивости тела в неустойчивом равновесии зависит от величины площади опоры: чем она больше, тем устойчивость лучше. Однако стоять на голове значительно труднее, чем на одной ноге, несмотря на то, что площадь ее опоры значительно меньше, чем при стойке на голове. Упор руки в стороны на кольцах с точки зрения механики относится к устойчивому виду равновесия. На самом же деле он не является таковым.

При обучении гимнастическим упражнениям преподавателю физической культуры приходится учитывать закономерности ана­томии.


Анатомическое строение тела гимнаста в значительной степе­ни влияет на успешность овладения сложными упражнениями и спортивным мастерством. Лицам, обладающим высоким ростом и большой массой тела, в этом случае труднее, чем тем, у кого рост и масса тела не выходят за пределы средних показателей.

Анатомическое строение человеческого тела позволяет выпол­нять самые различные по форме и сложности упражнения. Это оказывается возможным благодаря тому, что двигательную дея­тельность обеспечивают 400 — 600 мышц, 14 звеньев тела, сочле­няясь суставами, образуют 105 степеней свободы. Такими возмож­ностями не обладает ни одно современное техническое устрой­ство. К тому же сама мышца представляет собой очень сложный двигатель и в то же время орган чувств. Она способна работать на широком диапазоне режимов: медленно, плавно, быстро, про­должительно и осуществлять саморегуляцию движений. Инфор­мацией и энергией двигательную деятельность обеспечивают все другие органы и системы организма. Верховным управителем этой сложной динамической системы является человеческий мозг, на­считывающий сотни миллиардов нервных клеток — нейронов.

н

Качество управления движениями при выполнении упражне­ний зависит от положения головы. Оно определяет способность гимнаста ориентироваться в пространстве по той информации, которая поступает от сенсорных систем (зрительной, вестибуляр­ной, тактильно-мышечной, слуховой и др.). В результате ее обра­ботки и сличения с образом изучаемого упражнения возникают ощущения и восприятия положения тела в пространстве, посте­пенно формируется целостное представление об упражнении. Точ-юсть его зависит от качества и количества информации, получа­емой центральной нервной системой. Положение тела в простран-тве наиболее точно определяется при естественном (теменем ■верх) положении головы. Без специальной тренировки человек, казавшийся вниз головой (кольца в каче, вис прогнувшись и р.), может потерять ориентировку в пространстве и допустить шибочные действия.

Изменение положения головы относительно туловища вызы-яет перераспределение тонуса определенных групп мышц, изме­няет характер взаимодействия анализаторов. Так, например, на-лон головы вперед тонизирует мышцы передней поверхности ела, содействует сгибанию ног, т. е. позволяет развивать большую ;илу и мощность сгибательных движений туловища и бедер по равнению с тем положением, когда голова наклонена назад. В то ?е время такое положение головы координационно и энергети-ески затрудняет прогибание туловища, отведение ног назад, дви­жение руками назад из положения вверх. Наклон головы назад, 'аоборот, тонизирует мышцы задней поверхности тела и содей-;твует разгибанию ног, снижает силовые возможности в движе-


ниях, направленных вперед. Известно, что при горизонтальном висе спереди голову наклоняют вперед, а при горизонтальном висе сзади — назад.

При поворотах наклон головы вперед вызывает отклонение тела в одноименную с поворотом сторону, а наклон назад — в проти­воположную сторону. Это происходит благодаря соответствующе­му изменению тонуса мышц правой и левой половин тела. Поло­жение головы влияет на эмоциональное состояние человека. Сто­ит опустить голову на грудь, как настроение, эмоциональное со­стояние начинает снижаться, а если, наоборот, гордо поднять ее, то сразу чувствуется прилив бодрости и силы, улучшается настрое­ние и эмоциональное состояние. Недаром говорят: «Не вешай го­лову!»

Предварительное натяжение мышц лежит в основе быстрых возвратных движений. Если оно вызвано тягой мышц-антагонис­тов, то начинает спадать через 0,2 — 0,4 с. Поэтому начало напря­жения работающих мышц происходит на фоне спадающего на­пряжения их антагонистов. В согласовании их совместной деятель­ности возможны помехи.

Рассматривая физиологию движений, следует отметить чрезвы­чайную сложность целенаправленных мышечных напряжений. Здесь в тесной диалектической взаимосвязи проявляются закономерно­сти физики, химии, биохимии, анатомии и физиологии. Прежде всего мышца как двигатель является органом с очень сложной функцией. Кроме того, мышцы и кости образуют опорно-двига­тельный аппарат, который, являясь уникальной системой, может функционировать только в тесной взаимосвязи с другими систе­мами организма: нервной, пищеварительной, сердечно-сосудис­той, дыхательной, выделительной, эндокринной, сенсорной и др. Эти системы играют пусковую и тормозную, обслуживающую, регуляторную и управляющую роль. Верховным управителем и распорядителем, тонким регулятором такой системы систем, ка­кой является человеческий организм, служит центральная нервная система. Около 16 млрд нервных клеток, составляющих только кору головного мозга, принимают участие в обеспечении двигатель­ной функции. Благодаря этому предоставляются огромные воз­можности для тонкого, экономного управления движениями, образования различных по степени сложности двигательных уме­ний и навыков.

Психологический уровень управления движениями является наи­более сложным. При ознакомлении с новым упражнением внача­ле важную роль играют ощущения и восприятия, представления как чувственная форма познания; затем включаются внимание, память, мыслительная деятельность, воля — рациональная тео­ретическая форма познания. Результаты чувственной и рациональ­ной форм познания проверяются, дополняются, уточняются в


практической двигательной деятельности. Психические процессы проявляются в тесной взаимосвязи не только между собой, но и с закономерностями анатомии и физиологии. Решающее значение в успешном овладении изучаемым упражнением имеет отношение занимающихся к занятиям гимнастикой.

Особенно важное значение психологические свойства гимнас­тов имеют при овладении новыми для них или еще никем не ис­полняемыми упражнениями. В этом случае от гимнастов требуются глубокие и разносторонние знания, расчет, предвидение возмож­ных трудностей в овладении упражнением, воля, глубоко осознан­ное и активное отношение к учебно-тренировочному процессу.

В гимнастике все многообразие упражнений принято разде­лять на две большие группы: статические и динамические упраж­нения.








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 972;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.