ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПАРОДИГМЫ
Парадигмы культурантропологического познания. Научные парадигмы являются моделями объяснения и интерпретации поведения изучаемого объекта: природного, социального, психологического или культурного явления. Эти модели обычно приняты в научном сообществе (научной школе). Со временем они, естественно, меняются, уступают место новым, более точно или по-иному объясняющим факты. В социальной (культурной) антропологии применяются, как показывает анализ литературы, следующие парадигмы:
— диалектическая парадигма. Диалектика перехода культуры из одной формы в другую посредством активности человека (группы) ясно обнаруживает и объясняет оппозиционность подсистем культуры (семиотического космоса культуры и природного космоса, обладающего самостоятельным бытием)[15]. В определенной мере диалектическая парадигма помогает понять культуру и как организм, и как продукт деятельности людей (статический и динамический срезы культуры);
— структурно-функциональная парадигма, позволяющая понять и объяснить порождение и функционирование форм и структур социального взаимодействия. Объяснения возможны с позиций потребностей, социального действия, социальной системы[16];
— структуралистская парадигма, которая помогает исследовать символическую организацию культуры, т.е. трансформацию стимулов во внутренние концепты, а последние в знаки и значения. Исследование исторической эволюции семиотических систем дает знания об их трансформации в ходе движения человечества по ступеням цивилизаций. Структуралистская парадигма объяснения культуры позволяет утверждать, что опыт лишь тогда переходит в область культуры, когда он осмыслен, обозначен, представлен и нормирован в семиотическом поле (системе данной культуры).
Все эти парадигмы выполняют функции моделей восприятия и объяснения явлений культуры в контексте социальной жизни. Известно, что в любой парадигме существует и разрешается соотношение «истина — ценность». В указанных парадигмах добытые и добываемые истины согласуются с основной ценностью — значимостью человеческой жизни, ее успешностью в конкретных социальных условиях. С помощью этих (возможно, и других) парадигм исследователь изучает явления, обязанные своим возникновением человеку, обнаруживающему уникальную способность накладывать на ценностно-нейтральные причинно-следственные связи онтологических явлений и фактов свой ценностный порядок, в основе которого лежит (явно или неявно) защита человеческой жизни как высшей ценности в современных условиях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие общественные причины стимулируют формирование социальной (культурной) антропологии в научную и учебную дисциплину?
2. Какое место занимает социальная антропология в системе наук о человеке?
3. Попробуйте сформулировать свое определение предмета социальной антропологии. Сравните с предлагаемым автором определением.
ЛИТЕРАТУРА
Американская социологическая мысль. Раздел «Феноменологическая социология». М., 1994.
Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.
Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.
Разин В.М. Введение в культурологию. М.,1994.
Социокультурное исследование. М., 1994.
Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
Человек. М., 1995.
Тема 2
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 596;