Проблема детерминации психической регуляции деятельности и поведения
В современной психологии значительное место занимают вопросы, связанные с регуляторной функцией психики, которая проявляется в готовности и умении человека действовать определенным образом в различных жизненных ситуациях: в учебе, труде, в общении, наедине с самим собой и
т.д. Особое внимание уделяется проблемам исследования специфически-личностных механизмов регуляторной функции психики, выявление которых позволяет не только изучать психические закономерности различных видов социального поведения, но и дает возможность прогнозировать его. От выбора методологических принципов исследования проблемы детерминации активности человека зависит адекватность практического решения вопроса о механизмах психической регуляции.
Различия в методологических позициях при исследовании детерминации психической регуляции наиболее ярко проявляются в существующих многочисленных теориях личности, причем именно в тех аспектах теорий, которые касаются решения глобального вопроса о движущих силах активности личности. Как отмечает Е.В. Шорохова (1974), водораздел между самыми существенными и наиболее распространенными теориями движущих сил поведения проходит между биологизаторскими и социологизаторскими (культурологическими) теориями (Л.И. Анцыферова, 1974; А.В. Брушлинский, 1974; М.В. Демин, 1979; Б.В. Зейгарник, 1982; Б.Б. Kocсoв, 1971).
Своеобразным компромиссом между этими крайними позициями является теория двух (детерминирующих) факторов, основной смысл которой заключается в утверждении одновременного (и примерно равного) влияния социальных условий и биологически детерминированной основы человека (Шорохова, 1974). Наиболее наглядным примером в этом отношении является классификация, предложенная в 1912 г. А.Ф. Лазурским, который выделил в структуре личности две сферы: эндопсихику и экзопсихику. Не описывая подробно хорошо известную суть этих понятий, отметим, что с эндопсихической сферой личности связываются биологические (внутренние) факторы, а с экзопсихикой – социальные (внешние) факторы, детерминирующие активность личности. Такое разведение факторов, детерминирующих активность человека, является характерной чертой всех двухфакторных и многофакторных теорий психической регуляции.
Изучение соответствующей литературы показывает, что на протяжении всей своей истории психология личности развивалась в борьбе двух главных теоретических направлений, подчеркивающих определяющее влияние внешних или внутренних факторов на закономерности поведения человека. Примером тому является различие между взглядами Фрейда, согласно которым субъектом управляют внутренние бессознательные силы, и позицией Скиннера, считающего, что мир воздействует на человека, а не наоборот. Последователи Фрейда считают, что человек ответственен за свое поведение, сторонники Скиннера представляют человека как пассивную жертву событий, происходящих в его окружении. Фрейд предлагает фокусировать внимание на том, что происходит внутри человека, а Скиннер – сконцентрироваться на факторах окружающей среды (Первин, Джон, 2000).
Хотя взгляды Фрейда и Скиннера представляют собой крайние позиции, которые отвергаются многими психологами, тем не менее, большинство теорий склоняются либо к одному, либо к другому направлению. Периодически наблюдается смещение акцентов с внутренних факторов на внешние или наоборот, и иногда раздаются призывы исследовать соотношение между ними. Например, в 40-х годах психологи стали протестовать против доминирующей тенденции переоценивать значение для личности внутренних факторов по сравнению с внешними (средовыми). В 70-е годы психологи ставили вопрос: где же человек в исследованиях личности?
Позднее споры, касающиеся роли внутренних и внешних факторов в регуляции поведения, переросли в дилемму «человек – ситуация».Сначала велись интенсивные дебаты о том, люди или ситуации управляют поведением, и, наконец, сошлись на том, что важны и те и другие и что люди и ситуации взаимодействуют друг с другом. Почти все исследователи в настоящее время подчеркивают это взаимодействие, хотя фундаментальные разногласия все же сохраняются. «Даже если принимается точка зрения, согласно которой важно все – люди, ситуации и их взаимодействия, все-таки остаются различия в теоретических позициях по поводу того, что в человеке с чем взаимодействует в ситуации и каким образом это происходит. Итак, дискуссия о соотношении внешних и внутренних факторов жива, и это является одной из проблем, о которой надо помнить, когда обсуждаются различные теоретические позиции» [Первин, Джон, с. 48—49].
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 820;