ИГРЫ. ИГРА «АЛКОГОЛИК».

 

Игры, также как ритуалы и времяпрепровождения, помогают людям структурировать свое свободное время при более близких отношениях. Схематически их можно описать как набор скрытых и дополнительных трансакций, протекающих в определенном порядке, с определенным и предсказуемым результатом. Якобы система отношений носит обычный и правдоподобный характер, но потом выясняется, что имелся скрытый умысел, подвох или ловушка. Основные характеристики игры:

скрытые мотивы;

наличие выигрыша.

То, что у людей при общении с другими представителями своего рода бывают скрытые мотивы (соблазнить, выманить что-то, продать и т.д.) - это особых пояснений не требует. Выигрыши, однако, могут иметь материальное воплощение или же доставлять чисто психологическое удовольствие. Конечно, для человека более приемлемо, когда сочетается и то и другое.

Игры, присутствующие в семьях алкоголиков, или игры, которые ведут сами алкоголики, будут иметь одну общую особенность - они являются деструктивными для самого алкоголика и его близких.

Развитие деструктивной игры протекает по определенным правилам:

- выясняется «слабое место» оппонента ("Слабинка");

- забрасывается "Приманка", с расчетом на определенную реакцию жертвы;

- жертва ожидаемым образом реагирует на "приманку";

- ведущий производит "переключение", как бы меняя первоначальную цель на истинную или "Реальную цель" игры.

- расплата (или проигрыш) оппонента.

Примерами могут быть пояснение к рисунку 7 и ниже следующий диалог:

Пациент: Вы можете меня вылечить?

Врач: Конечно!

Пациент: Вы считаете, что у Вас такая высокая квалификация?

 
 

То, что происходит в этом диалоге, становится более понятным благодаря схеме - структуре взаимоотношений в деструктивных играх или "треугольнике Карпмана", который был разработан благодаря анализу игры «Алкоголик».

Сам "треугольник Карпмана" выглядит так (Рис.7):

Рис.7. Треугольник Карпмана.

 

По углам треугольника находятся Роли, исполняемые в игре. Стрелки показывают на то, как "игрок" в процессе игры может менять роли. Вышеприведенный пример легко разбирается с точки зрения смены ролей и становится ясным, как строится игра и где она заканчивается.

П.: Спасите меня! - Роль - Жертва. (Заброс «приманки» на потенциирование выполнения оппонентом роли Спасителя. Слабость В. - роль Спасителя).

В.: Я тебя спасу! - Роль - Спаситель. («Приманка» проглочена.)

П.: Жди! Умник нашелся! - Роль - Преследователь. (Переключение или подвох - выявилась истинная цель игры - сорвать лечение и обвинить в этом В.).

В. испытывает дискомфорт - Роль - Жертва. («Попался...»).

Человек, участвующий в подобных играх, хорошо знает, как исполнять все другие роли, и легко может переключаться на их исполнение в процессе начавшейся игры.

«Вознаграждения», получаемые в процессе игр, все имеют свое особое значение для людей участвующих в этих играх.

«Вознаграждения», получаемые участниками всех игр, характерных для больных алкоголизмом и их близких:

1.Биологические.

Поддержание биологического гомеостаза (стабильности) организма осуществляется за счет обмена «поглаживаниями».

2.Экзистенциальные.

Жизненная позиция игроков заключается, в основном, в том, что все лица противоположного пола одинаковы по сути и совсем не идеальны (тираны, "пилы", пьяницы, хулиганы, зануды, изменщики и т.д. и т.п.), что мир устроен плохо, и он совсем не комфортен для существования в нем, что другие люди (в том числе и специалисты по лечению зависимости от ПАВ) не могут и не хотят понять страдания больных алкоголизмом лиц и, естественно, не могут им ничем помочь.

3.Внутренние психологические.

Эти «вознаграждения» напрямую связаны с экономией психической энергии, благодаря возобновлению человеком участия в знакомых играх. То есть происходит защита психики человека от излишнего напряжения и потери психической энергии, например, за счет купирования, во время включения в знакомую игровую систему (ситуацию), приступов страха, в первую очередь связанных с адаптивным процессом у лица, ранее попавшего в неизвестную для него ситуацию.

4.Внешние психологические.

Уклонение от опасных ситуаций посредством игры, позволяет произвести провокацию других людей на определенные, легко предсказуемые, игроком действия (Например, роли Преследователя или Спасителя) и обвинения их же в возникновении тех проблем, которые вызваны у игрока его же собственными несостоятельностью и страхом.

Однако имеются вознаграждения, которые для всех игр различны.

1.Внутреннее социальное.

Это «вознаграждение» заключается в названии игры и позволяет игроку структурировать общение с близким окружением, используя это название.

2.Внешнее социальное.

Использование игроком, возникших в процессе игры ситуаций, для социальных контактов с менее близкими или мало знакомыми людьми, что часто приводит к подкреплению у игрока мнения о целесообразности получения «вознаграждений», получаемых от его участия в тех или иных играх.

ИГРА – АЛКОГОЛИК (НАРКОМАН) - это основная игра у больных с зависимостью от психоактивных веществ (в первую очередь от алкоголя) и их окружения. Длительность ее может занимать практически всю жизнь больного человека, а иногда и всю жизнь тех, кто с таким человеком живет. Важно понимать, что при разборе игры «Алкоголик» нет необходимости ориентироваться в биохимических нарушениях в работе головного мозга у больного зависимостью от ПАВ, описание социального аспекта поведения больного алкоголизмом (Алкоголика), помогающего продолжать ему пьянство, - вот, что рассматривается, в первую очередь, при анализе этой игры. Так же, в структуре этой игре нет смысла рассматривать социальное функционирование алкоголиков, добившихся благодаря пьянству, полной или выраженной деградации личности, т.к. никаких оправданий своему алкогольному поведению и дальнейшему потреблению алкоголя они, часто, уже не ищут.

Данная игра, игра «Алкоголик», требует наличия как минимум четырех основных ролей, и, возможно, одной дополнительной, если рассматривать вместо роли Алкоголика – роль Наркомана.

Основные роли, необходимые для проведения игры:

Алкоголик.

Преследователь.

Спаситель.

Простак (он же Подстрекатель).

Посредник (дополнительная Роль).

Роль посредника наиболее важна для игры «Наркоман». В такой игре Посредник - человек, поставляющий наркотики, часто занимается этим профессионально и для поддержания рынка сбыта может активно провоцировать отказавшихся от потребления наркоманов на возобновление наркотизации.

Роль - Алкоголик.

Основная задача Алкоголика в этой игре - пить/потреблять. Для этой задачи привлекаются все окружающие алкоголика люди, особенно те, кто в сотоянии исполнять или уже исполняет другие Роли игры. Другие игроки привлекаются именно для того, чтобы оправдать собственное пьянство Алкоголика.

Преследователь постоянно контролирует, ругает и поучает Алкоголика, находясь в состоянии Я-Родителя, что, естественно, вызывает протест в Я- Ребенка у Алкоголика. Протест обычно Алкоголик выражает возобновлением или усилением пьянства. Находящийся рядом Преследователь, порождает своим «преследованием» «оправданную» обиду у Алкоголика, чем полностью помогает оправдать пьянство Алкоголика в его же собственных глазах, а порой и в глазах иных участников игры,.

Особый интерес и даже - азарт вызывает у Алкоголика возможность «провести» Преследователя и напиться, несмотря на активный контроль с его стороны.

Спаситель фактически постоянно занимается «спасением» Алкоголика: приводит его самого и его одежду в порядок после предъидущих пьянок, занимается «душещипательными» беседами и уговорами о прекращении пьянства и о его вреде, «похмеляет» Алкоголика в «тяжелые минуты» похмельно-абстинентного синдрома, отпрашивает с работы, если тот не в сотоянии выйти на работу на следующий день после выпивки (отгулы за свой счет, врач может выдать больничный и т.д.), кормит и одевает его, даже если тот давно не работает и не приносит денег (или почти все заработанное пропивает) и т.д. и т.п. Спаситель, таким образом, помогает Алкоголику не сталкиваться с проблемами, создаваемыми пьянством самого же алкоголика, постоянно решая их вместо него самого. Алкоголик любит «подводить» Спасителя, напиваясь после очередного обещания ему «больше никогда, ни за что не напиваться», имея при этом несколько «вознаграждений»:

переключить исполнителя роли Спасителя на исполнение роли Преследователя, после чего обидеться на Преследователя и продолжить «обоснованно» пьянство;

вызвать у Спасителя реакцию расстройства, доказывая свою «неисправимость», а так же показывая Спасителю его неспособность помочь Алкоголику отказаться от потребелния алкоголя. Такие действия со стороны Алкоголика, вызывают у Спасителя чувста бессилия и вины. Спаситель предается «страданиям» по поводу вышеназванных чувств и чтобы загладить ту самую «вину» перед Алкоголиком начинает его жалеть. Этим-то и пользуется Алкоголик, что бы опять же продолжить пьянство.

добиться, благодаря вышеназванным действиям, практически полного контроля над Спасителем за счет предсказуемости его поведения, и манипулировать им для продолжения своего относительно безнаказанного пьянства по своему усмотрению, то, играя на чувстве вины Спасителя за «неспособность» помочь Алкоголику бросить пить, то провоцируя его на исполнение роли Преследователя.

Причем, если Алкоголику не удается в действительности найти в своем окружении людей для исполнения ролей Преследователя или Спасителя, даже создавая всяческие провокации и активно манипулируя ими (особенно в процессе лечения или на групповой терапии), то Алкоголик может выдумать и приписать эти роливрачу или участникам группы (Игра в мыслях).

Простак – следующая роль в игре «Алкоголик». Он либо верит абсолютно всем объяснениям Алкоголика, особенно если тот просит деньги на что-то очень «нужное» (хотя и ясно, что на выпивку), верит всем «причинам», по которым Алкоголик напился, либо может согласиться на совместную выпивку, позволив Алкоголику принять больше чем сам, а иногда даже сам провоцирует Алкоголика на пьянство, прямо предлагая выпить или косвенно намекая о выпивке.

Простак позволяет Алкоголику чувствовать себя «умнее других», тем самым, поддерживая его самообман относительно тех проблем, которые возникают у больного алкоголизмом из-за потребления алкоголя.

Теперь необходимо выяснить, кто среди окружающих Алкоголика людей исполняет вышеперечисленные роли.

Преследователь. Обычно, эту роль исполняют: матери/отцы, жены/мужья, братья и сестры, дети, и т.д., короче, все родственники, а так же милиция, сотрудники на работе, друзья, те, кто участвует в лечении алкоголизма, и многие другие люди.

Спаситель. Эту роль исполняют все те же лица, что перечислены выше.

Простак. Опять приходится сталкиваться с теми же персоналиями.

Исполнение близкими Алкоголика ролей Преследователя и Спасителя с точки зрения здравой логики можно понять – и та и другая роль направлены на борьбу с алкоголизацией и ее последствиями. Пусть неумело, неэффективно, но понятно зачем эта борьба идет и на что направлена. Однако зачем родным Алкоголика роль Простака, надо, пожалуй, детально разобрать. Совершенно явно видно – потакательство Алкоголику по вопросам потребления алкоголя (фактически дается разрешение), и откровенная провокация его на продолжение пьянства, не ведет к улучшению в семейных взаимоотношениях и, конечно же, к прекращению потребления алкоголя у самого Алкоголика.

Что бы прояснить возникшие выше вопросы относительно мотивов поведения родных алкоголика, для начала надо определить какие "вознаграждения" получают Спаситель и Преследователь.

Вознаграждения Преследователя (называются вознаграждения специфичные именно для этой игры):

Внутреннее социальное – «Заместитель бога на земле». Любимые фразы -позиции: «Все вижу, все знаю, все контролирую», «Ну что, попался негодяй» и т.д.

Внешнее социальное - времяпрепровождения: «Все вокруг пьют», «Никому нельзя доверять», «А, я его (ее) поймал(а)...», «Представляешь, какой ужас...» и т.д.

Вознаграждения Спасителя:

Внутреннее социальное – «Святая мученица (мученик)». Любимые фразы-позиции: «Другая его бы бросила...», «Живут не для себя...», «Ну, почему это случается только со мной...», «Кому он еще нужен...».

Внешнее социальное - времяпрепровождения: «Он такой дурачок...», «Без меня он пропадет...», «Он опять меня обманул...», «Он у меня - особый случай…», «Он так любит (любил) выпить...».

Когда Алкоголик бросает надолго пить и начинает постепенно поднимать свой социальный статус, его родные и близкие начинают так же постепенно лишаться всех перечисленных выше «вознаграждений», да еще и тех, которые характерны для всех игр, т.к. сложно, иногда, продолжать играть в игру Алкоголик (или схожие с ней) вообще. Учитывая то, что люди не любят менять годами и поколениями наработанные схемы поведения (Роли), самый простой способ вернуть все назад - не дать больному алкоголизмом перестать исполнять роль Алкоголика. Вот тут-то и годятся все трюки, которые используют Простаки, для того чтобы Алкоголик пил, от «слепой» веры во что угодно, до прямой провокации Алкоголика на выпивку.

Основное противодействие этой игре, которое могут осуществить как родные Алкоголиков, так и сами Алкоголики, - это отказ от исполнения ролей в игре Алкоголик и постепенное прекращение своего участия в ней. Это процесс, обычно, достаточно сложный и длительный и кроме психотерапии в этот период может помочь посещение групп, занимающихся по программе «12 шагов»: для Алкоголиков - группы Анонимных Алкоголиков, для их родственников - группы АлАнон, для Наркоманов - Анонимные Наркоманы и т.д. Целесообразность посещения этих групп заключается в том, что, благодаря занятиям на них, люди, постоянно игравшие в игру «Алкоголик» («Наркоман»), могут заметить снижение или даже отсутствие дискомфорта, ранее возникавшего от отсутствия «вознаграждений», получаемых в игре. Именно снятие подобного напряжения, приобретение поведенческого опыта по уходу от игры или приобретение опыта по ведению роли Спасителя без деструктивных импульсов (хотя тогда эту роль Спасителем назвать уже трудно) получают люди на группах, использующих программу «12 Шагов».

 

Особое внимание хотелось бы обратить на те игры, которые ведут больные алкоголизмом (Алкоголики) в процессе психотерапевтического лечения, на групповой терапии или на встречах групп Анонимных Алкоголиков. Многие из этих игр являются модификацией ранее уже описанной игры «Алкоголик», но разбор некоторых их особенностей легко поможет распознать подобные манипулятивные сисеты, как психотерапевтам, занимающимся лечением больных зависимостью, так и самим пациентам – Алкоголикам.

«ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ... ДА, НО...» - игра начинается тогда, когда ведущий игру пациент, просит или провоцирует окружающих на дачу какого-либо совета в связи с, возникшей в его жизни и «не решаемой» им своими силами, проблемой. Окружающие начинают давать такому человеку всевозможные советы, но по «уважительной» причине, используя достаточно веские доводы и аргументы, игрок отказывается от всех этих советов и предложений. Чем больше советов будет отвергнуто, тем больше оснований для игрока-Алкоголика продолжать потребление алкоголя. Способ ухода от этой игры не очень сложен, если другие пациенты достаточно хорошо ознакомлены с теорией игр и достаточно легко могут ее, если не распознать, то хотя бы вспомнить, можно дать группе поиграть в такую игру, а потом, поблагодарив игрока, разобрать с пациентами, чем они занимались. Достаточно часто члены группы сами отказываются от ведения этой игры, либо прямо говоря игроку о том, что он делает, либо просто игнорируют его попытки начать манипуляцию.

 

"БЕЙТЕ МЕНЯ..." – заключается в том, что пациент постоянно пытается провоцировать членов терапевтической группы, а чаще и самого ведущего группы (терапевта), на проявление ими агрессии против себя (игрока), что позволяет ему в дальнейшем, сели он добился желаемого результата, либо напиться, либо отказаться от дальнейшего лечения (из-за «несправедливости» по отношению к нему). В основном, эта игра наблюдается тогда, когда пациент не имеет установки на лечение и поступает на него под давлением его родных. Основной его задачей в такой ситуации является поиск «уважительных» причин для отказа от лечения, и он начинает нарушать принятые в группе и в отделении правила или активно вызывать на скандал, либо сотрудников отделения, либо других пациентов, либо самого терапевта. Если после этого последует даже безобидное замечание со стороны вышеперечиленных персоналий, то оно будет воспринято и рассценено, как нападение на личность игрока. После этих событий, такой пациент говорит: «Ах, так!», - и пишет отказ от лечения. Некоторые игроки, наоборот, пытаются сделать так, что бы их выписали из отделения за нарушения режима, чего достаточно легко добиться, постоянно нарушая установленные правила поведения в стационаре. После таких действий игрокам очень легко продолжать потребление, ссылаясь на то, что им никто не хочет помочь избавиться от пьянства.

 

«КАЛЕКА» - когда пациент не согласен с тем, что он болен алкоголизмом, но уже узнал, что эта болезнь - неизлечимая, он тут же начинает вытворять все, что ему взбредет в голову как бы показывая – «Я больной человек. Что вы хотите от больного человека?». Удобно в связи с этим отказаться от лечения: «Я - алкоголик и должен продолжать пить, ведь болезнь неизлечима. Без алкоголя я не могу существовать». На некоторое время подобная позиция может даже уменьшить чувство вины у такого игрока за свое пьянство, но, пока нет истинного признания болезни, больной будет продолжать алкоголизироваться. Главное, что необходимо делать для противодействия этой игре, дать понять Алкоголику, что он все же ответственен за свое социальное поведение, и особенно в период трезвости.

 

"СПАСИБО, ДОКТОР, ТОЛЬКО ВЫ МНЕ И ПОМОГЛИ" - игрок надеется вызвать у терапевта или врача роль Спасителя, который будет горд подобным признанием его «заслуг» в «вылечивании» данного Алкоголика. Если пациент добивается этого результата, то через небольшой промежуток времени он напьется и обязательно покажется у психотерапевта и скажет: «Всем вы хороши, доктор, но мне вот не помогли...». Такие действия больного, должны вызвать, по его мнению, сильное эмоциональное расстройство у врача. Естественно, психотерапевты, занимающие Родительскую позицию (Спаситель - «Вылечить, во что бы то ни стало») и проповедующие Родительские методы лечения зависимости, очень часто попадаются на эту игру, иногда даже эмоционально переживают свои неудачи и, что самое главное, имеют очень невысокий успех в психотерапии Алкоголиков.

 

"ИЗЪЯН" - типичный способ рационализировать отказ от лечебных мероприятий. Находится какой-либо недостаток у специалиста, ведущего психотерапию. Это может проходить по типу «отождествления» - «А сами-то Вы выпиваете?» - любой ответ на этот вопрос дает почву для негативных размышлений: «Если выпивает то, что же он меня лечит? Если не выпивает, то врет. А как можно лечиться у врача, который врет?». Половой признак так же может быть изъяном: «Она же - женщина! Ей никогда не понять мужскую душу!». Однако, как показывает опыт, непринадлежность терапевта к славному племени алкоголиков (если иметь дело с людьми, слегка знакомыми с программой «12 шагов») тоже является крупным недостатком: «То, что Вы не алкоголик, вредит Вам, как специалисту, занимающемуся лечением алкоголизма» или «Я готов лечиться только у алкоголика!», «Не алкоголику меня не понять». Впрочем, к консультантам-алкоголикам (имеющим большие сроки трезвости) регулярно предъявляются претензии другого вида: «Чему эти алкаши меня могут научить?!». Практически, любой «достаток» или «недостаток» игрок в эту игру может объявить «изъяном» и посчитать веской причиной, чтобы не заниматься своим лечением. Если к подобным изыскам недостатков относиться с достаточной долей иронии и юмора, то подобные «изъяны» быстро перестают замечаться пациентами.

 

"А, СКАЖИТЕ-КА МНЕ ВОТ ЧТО..." – игра, которая используется, как отличный способ отвлечь психотерапевта, гордящегося своими знаниями в наркологии, и всех участников группы от возникшего в процессе групповой терапии обсуждения неприятной для такого пациента (игрока) темы. Как правило, эта игра идет совместно с игрой «Почему бы вам не... Да, но...», что прекрасно позволяет избегать «опасных» ситуаций, и оставлять процесс лечения на том же нулевом уровне (поддержка большинства пациентов группы этой игре обеспечена). Желательно, для терапевта, не давать возможности развиться этой игре, иначе вместо пациентов говорить, а так же и лечиться на занятиях в малой группе, будет сам психотерапевт.

 

«ДУРАЧОК» - игра, позволяющая пациенту ничего не делать во время лечебного процесса, ссылаясь на свою тупость. Бывали случаи, когда пациент, казавшийся действительно не способным понимать многие вещи, после того как группа говорила ему: «Хватит из себя дурачка строить!», - начинал вполне нормально понимать задания, хорошо формулировать фразы и даже высказывать вполне здравые мысли.

 

Необходимо более подробно остановиться на способах ухода от, навязываемых пациентами, страдающими алкоголизмом, игр. Первое и основное – это четкое понимание специалистом того, что игры ведутся с абсолютно серьезными лицами и игроки никогда не говорят друг другу о том, что знают о планах оппонента, скрывая это свое знание до самого последнего момента - до завершения игры. Следующее на что следует обратить внимание - это то, что игры служат максимальному уходу от открытости во взаимоотношениях между даже близкими людьми. Из всего выше сказанного можно вывести три основных стратегических способа противодействия начавшимся играм:

1. Не относится к играм серьезно. Доля иронии, а, порой, и порция хорошего смеха, часто может оборвать игру в самом начале и отбить желание у оппонента навязывать ее и в дальнейшем.

2. Используя методологию пункта № 1., можно спокойно говорить оппоненту (игроку) о его игровых планах, если вы знаете, какую игру он затеял, или о своих подозрениях насчет какой-то игры, которую он вам пытается навязать, если вы не удалось ее идентифицировать.

3. Достаточно часто для того, что бы прервать какую-либо длительную игру («Игры на всю жизнь») (или уйти от нее) необходимо бывает налаживать достаточно открытые человеческие отношения с оппонентом (игроком). Такой подход, естественно, наиболее применим для внутрисемейных отношений.

Придерживаясь этих трех основных способов противодействия играм, можно с честью выйти из любой сложной игровой ситуации, а в дальнейшем и изобрести массу иных способов для пресечения своего вовлечения в игры.

 








Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1453;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.