Объективное
Объективное — то, что существует независимо от индивидуального сознания.
Прежде всего, это физические вещи и события, имеющие место в пространстве и времени. Это другие люди, их действия и состояния сознания. Это собственное тело индивида. С точки зрения объективного идеализма объективно реально существует Абсолют.
Исторически объективный мир жестко противопоставлялся субъективному. Сегодня ясна невозможность этого во многих случаях.
1. Существуют серьезные основания считать, что субъективное воз-
никает как результат коммуникативных взаимодействий субъекта с дру-
гими. Коммуникация, предполагая участвующих в ней субъектов и тем
самым относясь к субъективному, в то же время осуществляется в про-
странстве и времени, т. е. в объективном мире и с помощью определенных
материальных, т. е. объективных средств (знаки языка, жесты, действия
и т.д.). Такого рода объективное иногда называют интер-субъективным.
2. Объективное может быть не зависимым от индивидуального субъ-
екта с его сознанием по существованию, но не по происхождению. Это
относится к вещам, созданным субъектом, а также к его детям.
3. Предметы культуры и воплощенные в них смыслы (включая ору-
дия, инструменты, приборы, произведения архитектуры, художествен
ные, научные, философские и иные тексты) существуют объективно,
но в то же время предполагают индивидуальных субъектов с их субъ-
ективным миром и субъектов коллективных. Во-первых, потому, что
именно субъекты создают предметы культуры и их смыслы. Во-вторых,
потому, что объективные смыслы, в том числе и те смыслы, которые
пока никем не осознаются, могут существовать лишь постольку, по-
скольку имеются субъекты, способные их выявить, сделать собственным
субъективным достоянием (поэтому неправ К. Поппер, когда он допус-
кает возможность существования объективного знания без познающего
субъекта (Поппер, 1983 б)). В том случае, если таких субъектов по ка-
ким-то причинам не имеется (они погибли, забыли язык, на котором
написаны тексты и т. д.), объективность предметов культуры превра-
щается в объективность физических вещей, а их объективные смыслы
утрачиваются.
При решении некоторых проблем приходится различать разные уровни объективности мира. Так, например, известный психолог Дж. Гибсон (Гибсон, 1988) считает, что понять восприятие в качестве способа извлечения информации из объективного мира можно только в том случае, если мы отличим окружающий мир, с которым имеет дело восприятие, от физического мира, о котором говорит наука. Характеристики
6 Зак. 187
162 Часть II. Проблемы и принципы эпистемологии
окружающего мира во многом отличны от тех, которые свойственны физическому миру. Это касается пространства, времени, событий и др. К тому же первому присущи такие возможности, которые существуют вполне объективно, но в то же время имеют смысл лишь в соотношении с потребностями и размерами воспринимающего существа (животного или человека).
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 545;