Гиперчувствительность немедленного типа
К гиперчувствительности немедленного типа относят анафилаксию, сывороточную болезнь, атопии и др. Гиперчувствительность немедленного типа проявляется вскоре после введения антигена. В ее развитии участвует реакция антиген — антитело в тканях и жидких тканевых средах. Она обладает способностью передаваться от одного животного другому пассивным путем, т. е. введением иммунной сыворотки сенсибилизированных животных. В большинстве случаев состояние гиперчувствительности немедленного типа можно снять путем десенсибилизации.
Анафилаксия
Одной из форм измененной реактивности является анафилаксия (лат. апарпу1ах!а—состояние повышенной чувствительности организма, вызванное повторным введением чужеродных белков (сыворотки, антибиотики и др.). Анафилаксия впервые изучена Ш. Рише и П. Портье.
Первую дозу антигена (белка), вызывающего повышенную чувствительность, называют сенсибилизирующей , вторую дозу, от введения которой развивается анафилаксия,— разрешающей. Сенсибилизирующую дозу вводят животным подкожно, внутрибрюшинно, внутривенно, внутрисердечно, разрешающую — внутривенно или внутрисердечно и в большей дозе, чем сенсибилизирующую.
Состояние повышенной чувствительности у животных развивается не сразу, а спустя определенный — инкубационный — период (8—21 день).
Клиническая картина анафилаксии у животных разных видов неодинакова. Наиболее демонстративно она воспроизводится у морских свинок. Если предварительно сенсибилизировать морскую свинку подкожным введением 0,01 мл лошадиной сыворотки, а затем через 8—21 день внутрисердечно ввести ей 0,1—0,5 мл той же сыворотки, то у нее развивается картина анафилактического шока. Через 1—2 мин после повторного введения у морской свинки появляется беспокойство, шерсть становится взъерошенной; морская свинка чешет лапками нос, отмечаются непроизвольное выделение мочи и кала, чиханье, резкая одышка, тонические и клонические судороги, дыхание замедленное и затрудненное. Через 5—10 мин животное погибает от асфиксии при явлениях падения температуры, уменьшения количества комплемента и понижения свертываемости крови. На вскрытии обнаруживают эмфизему легких вследствие спазма мышц бронхов, несвертываемость крови, гиперемию и кровоизлияния в слизистой оболочке желудка, кишечника и других органах.
У собак анафилаксия сопровождается спазмом печеночных вен, вызывающим застойные явления в печени и недостаточное поступление крови в сердце; животное погибает при явлениях коллапса.
У кроликов анафилаксия характеризуется спазмом концевых артерий малого круга кровообращения и блокадой легочного кровообращения, падением кровяного давления в большом круге кровообращения, замедлением деятельности сердца и резким расширением правого желудочка. Смерть наступает от остановки дыхания и падения кровяного давления.
У человека при анафилактическом шоке наступают расстройства деятельности сердечно-сосудистой системы, спазм гладкой мускулатуры, температура тела снижается на 1—4°С.
Анафилактический шок у людей возникает вследствие повторных введений гетерогенных иммунных сывороток при лечении больных различными инфекционными заболеваниями (дифтерия, столбняк, сибирская язва, анаэробная инфекция), а также антибиотиков (пенициллин и др.). Он характеризуется рядом симптомов: одышка, частый пульс, падение артериального давления, снижение температуры тела, судороги, спазм бронхов, отеки, боли в суставах, сыпь на теле и др. В некоторых случаях шок заканчивается смертью.
В механизме анафилаксии основную роль играет реакция антигенов с 1§Е, обладающими цитофильностью к базофилам и тучным клеткам — клеткам-мишеням. Комплекс антиген — антитело, фиксированный в клетках, приводит к образованию биологически активных веществ — гистамина, ацетилхолина, серотонина, брадикинина и др. и вызывает развитие патологического процесса: снижение дисперсности гуморальной среды, запупорку капилляров, раздражение нервных окончаний, изменение обменных процессов и нарушение жизнедеятельности клеток.
В зависимости от того, где образуется и локализуется комплекс аллерген — антитело, происходит развитие определенной формы аллергической реакции. Если встреча аллергена с антителом произошла в коже, появляется крапивница; в верхних дыхательных путях возникает аллергический насморк, в слизистой оболочке глаза—конъюнктивит, в слизистой оболочке бронхов — бронхиальная астма.
В развитии гиперчувствительности немедленного типа определенное значение имеет наследственный фактор (предрасположенность к аллергическим заболеваниям, которая передается по рецессивному типу). Частота гиперчувствительности немедленного типа зависит от возраста людей, интенсивности синтеза белка и продукции антител. У новорожденных и грудных детей вследствие слабого развития нервной и других систем она проявляется менее интенсивно; в возрасте 1/2 лет и до периода полового созревания наблюдается значительно чаще и протекает тяжелее; склонность к аллергическим заболеваниям у взрослых снижается и в пожилом возрасте становится незначительной.
Наличие в крови IgМ и IgG снижает повышенную чувствительность, так как цитофильные IgЕ лишены возможности соединяться с антигеном. Аллергические реакции вообще и анафилаксия в особенности представляют собой весьма сложные процессы, присущие сравнительно высоко организованным организмам, обладающим свойством реактивности; им предшествовали простые формы паразитизма, септические и токсические инфекции. Местное проявление анафилаксии. Многократные, с 6-дневными интервалами подкожные инъекции сыворотки кроликам вызывают после 5—6-го введения инфильтрат и некроз кожи (феномен Артюса). Местная анафилаксия развивается от введения и других антигенов (бактерии, токсины, антибиотики и т. д.). Анафилаксию можно воспроизвести у сенсибилизированных животных и на отдельных изолированных органах (реакция Шультца-Дейла) с гладкой мускулатурой (матка, кишечник и •ДР-)-Пассивная анафилаксия. Повышенную чувствительность можно воспроизвести у нормальных морских свинок пассивным путем, т. е. инъекцией иммунной сыворотки сенсибилизированных животных. Состояние сенсибилизации у них появляется не сразу, а через 24 ч после подкожного, через 12 ч после внутрибрюшинного и через 4 ч после внутривенного введения; повышенная чувствительность сохраняется у свинок от 3—4 нед до 2 мес. Десенсибилизация (антианафилаксия). Если разрешающая доза не вызвала анафилаксию, то животное утрачивает повышен ную чувствительность к этому антигену, десенсибилизируется на 2—3 нед, затем снова становится чувствительным, иногда в еще большей степени. Десенсибилизация наступает и после перенесенной анафилаксии. А. М. Безредка предложил специфический, простой и весьма эффективный метод десенсибилизации путем дробного введения антигена (сыворотки). Дробно введенные небольшие дозы антигена связывают циркулирующие в крови антитела и тем самым предотвращают образование высоких концентраций гистамина и других токсических веществ, вызывающих анафилактический шок.
Для профилактики анафилаксии предварительно ставят внутрикожную пробу путем введения в сгибательную поверхность предплечья 0,1 мл сыворотки, разведенной 1:100. При отрицательной реакции (папула не более 0,9 см в диаметре и краснота вокруг нее ограниченная) через 20—30 мин вводят 0,1—0,5 мл неразведенной сыворотки, а через 30—60 мин—всю дозу. Если внутрикожная проба положительная (диаметр папулы более 1 см и большая зона красноты), разведенную 1:100 сыворотку впрыскивают подкожно в дозах 0,5, 1, 2 и 5 мл с интервалами в 20 мин, затем 0,1—0,2 мл неразведенной сыворотки с интервалами в 30 мин. Анафилаксию можно предупредить неспецифическими средствами: введением разрешающей дозы сыворотки под эфирным наркозом, а также действием хлоралгидрата, алкоголя; десенсибилизирующими свойствами обладают димедрол, супрастин, шшольфен, атропин, эфир, хлороформ, уретан, новокаин, жедчнокислые соли, сапонин, гирудин, гипосульфат натрия, хлорид кальция и др. В качестве лечебных средств при анафилактическом шоке применяют адреналин, кордиамин, супрастин и другие антиги-стаминные препараты; при пешщиллиновом шоке—ту же антишоковую терапию и пенициллиназу. Сывороточная болезнь
Сывороточная болезнь развивается через 8—12 дней после однократного первичного введения обычно больших доз сыворотки (от 10 мл и выше). Введение сыворотки по методу Безредки не предупреждает сывороточной болезни. В ряде случаев у сенсибилизированных людей сывороточная болезнь развивается довольно быстро после введения сыворотки, и» тогда она напоминает анафилактическую реакцию. Сывороточная болезнь характеризуется появлением сыпи, напоминающей крапивницу и сопровождающейся сильным зудом, повышении температуры, появлением сыпи, напоминающей крапивницу и сопровождающейся сильным зудом, повышением температуры тела, отечностью, болями в суставах, опуханием лимфатических узлов, нарушением сердечно-сосудистой деятельности, изменением крови (вначале лейкоцитоз, затем лейкопения и относительный лимфоцитоз). Болезнь через несколько дней заканчивается выздоровлением. В основе механизма как сывороточной болезни, так и анафилаксии лежит взаимодействие антигена и циркулирующих антител.
Сывороточная болезнь предупреждается введением выдержанных лечебных или предварительно прогретых при температуре 56°С в течение '/2 — 1 ч сывороток, а также применением сывороток, очищенных от балластных белковых фракций, и иммуноглобулинов. Указанные методы обработки сывороток снижают их побочное действие. Лечение сывороточной болезни проводится димедролом, дипразином и другими антигистамин-ными препаратами.
Атопии
К реакциям немедленного типа относятся атопии (греч. а1орО8 — необычный, странный), которые представляют собой естественную сверхчувствительность, возникающую спонтанно у предрасположенных к аллергии людей. Они в отличие от анафилаксии встречаются преимущественно у человека. В эту группу заболеваний входят поллинозы (аллергический насморк или сенная лихорадка), атоническая бронхиальная астма, анги-оневротический отек Квинке, крапивница, экзема новорожденных, пищевая аллергия к яичному белку, мясу, ракам, землянике и др., лекарственная аллергия к йоду, хлороформу, антибиотикам и др. Атопии обусловливаются появлением у отдельных людей особых антител—реагинов (1§Е), обладающих кожно-сенсибилизирующей активностью и способностью фиксироваться на клетках различных органов и тканей. В патогенезе атонических реакций важное значение имеет наследственная предрасположенность, реализуемая с помощью аллельных генов Н и п (генотип НН-здоровый, ЬЬ-аллергический). У половины больных в анамнезе отмечается аналогичное заболевание родителей. Свыше 10% населения мира страдают атонией. Атонические реакции поддаются десенсибилизации. Атопены (аллергены) подразделяют на бытовые и эпидер-мальные (пыль пуховых перин, подушек, эпидермис кожи, перхоть собак, кошек, лошадей и др.), производственные (библиотечная пыль, пыль шерсти, хлопка, некоторые красители, мыла, лаки, древесина, взрывчатые и синтетические вещества и др.), растительные (пыльца растений во время цветения луговых трав, садовых и комнатных растений), пищевые (яйца, земляника, раки, цитрусовые, кофе, шоколад и др.), лекарственные (кодеин, ацетилсалициловая кислота, сульфанилами-ды, пенициллин и другие антибиотики).
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1458;