ТЕМА 4. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУГАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.
Источники международного права - это формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные самими субъектами международного права и признаваемые ими правила поведения (см. § 2). Иными словами, источники международного права - это формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах.
В многовековой международной практике государств сложились два основных источника международного права - международный договор и международный обычай.
В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. международный договор "означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.).
Именно в международном договоре в письменной форме определяются цели заключения международного договора, объект договора, закрепляются права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора, иногда устанавливается ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств и другие, согласованные и обязательные к исполнению положения. Прошедший все стадии заключения международный договор является законным средством доказывания в международных и национальных судебных органах и учреждениях.
Большинство государств различных правовых систем в законодательном порядке подтверждают правопреемство в отношении международных договоров и обязательность выполнения международных договоров, участниками которых они являются, подчеркивают приоритетность международно-правовых норм над внутригосударственными нормами и первоочередное их исполнение.
Международный обычай - это длительно повторяемое в аналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы. Статья 38 Статута Международного суда ООН определяет "международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной f качестве правовой нормы".
Иными словами, для того чтобы определенное правило поведение стало международным обычаем (обычной международно-правовой нормой), оно должно удовлетворять одновременно трем условиям: длительности наличия повторения, проявления в аналогичной ситуации (обстановке), наличия согласия самих субъектов международного права признавать такое правило поведения в качестве международного обычая. При этом международная практика свидетельствует о том, что "историческая длительность" повторяемости правила поведения под влияние научно-технического прогресса неуклонно сокращается. Если, например, на признание свободы судоходства в рамках возникшего впоследствии принципа свободы открытого моря в качестве международного обычая потребовались века, то на признание свободы прокладки подводных кораблей и трубопроводов потребовалось значительно меньше времени, н признание свободы научных исследований - еще меньше, а на признании свободы исследования и использования космического пространства минимальный срок.
Особенно много международных обычаев в праве внешних сношении в международном морском праве: главу правительства иностранного государства встречает глава правительства принимающего государств ("равный встречает равного"); для встречи главы иностранного государства на летном поле выстраиваются почетный караул и оркестр; при встрече в открытом море торгового судна с военным кораблем иностранного государства торговое судно первым салютует военному кораблю приспусканием своего флага до половины флагштока, военные корабль, поравнявшись с торговым судном, салютует ему своим флагом приспуская его и тотчас же поднимая до места; при встрече в открыто море эсминца одного государства с крейсером другого государства первым приветствует эсминец длинным свистком или звуком горна выстраиванием личного состава вдоль борта лицом к крейсер, в свою очередь, осуществляет такие же действия, а по расхождении с эсминцем первым дает сигнал отбоя, повторяемый эсминцем.
Несоблюдение этого правила считается грубым нарушением старинного международного морского обычая, умалением престижа и достоинства государства флага военного корабля (или государства флавоенного корабля старшего класса) и может повлечь за собой дипломатический протест в адрес государства флага торгового судна или государства флага военного корабля низшего класса, нарушившего этот обычай.
Международной практике государств известны многочисленные случаи, когда одни и те же правила поведения для одних государств существуют в договорной форме, а для других государств в форме международных обычаев. Это имеет место тогда, когда одни государства уже стали участниками какой-либо конвенции, а другие, не участвуя в ней, выполняют те же самые договорные международно-правовые нормы в качестве обычных международно-правовых норм. Например, многие государства ратифицировали Женевские конвенции 1958 г. по морскому праву (см. гл. XVII), однако есть и много государств, которые или не ратифицировали их вообще или ратифицировали только некоторые из них. Но и те, и другие государства строго выполняли (и выполняют до сих пор) одни и те же правила поведения, которые для первой группы государств выступали в виде договорных норм, а для второй группы государств - в виде международных обычаев.
Еще пример: СССР многие годы не был участником Конвенции о консульских сношениях 1963 г. (см. гл. IX), однако практически все правила, кодифицированные в этой Конвенции, он выполнял как обычные международно-правовые нормы.
Некоторые авторы называют такие нормы нормами двойного функционирования. С таким названием, на наш взгляд, невозможно согласиться. На самом деле норм двойного функционирования просто не существует. Существование какого-либо правила поведения в двух формах (в договорной форме и в форме международного обычая) никак не говорит о двойном функционировании самого этого правила поведения. Функционирование одного и того же правила поведения никоим образом не принимает форму двойного функционирования, как это бывает, например, с объектами двойного предназначения: для мирных целей и для целей военного использования. Правильнее, на наш взгляд, говорить не о нормах двойного функционирования, а о нормах (правилах поведения), выраженных в двух различных формах: в форме договорной нормы и в форме обычной нормы.
При изучении данной темы важно понять, что все составляющие рассматриваемой юридической категории, которая в доктрине иногда квалифицируется как квазиотрасль международного публичного права, комплекс обобщенных норм фундамент международного правопорядка- или ядро современного международного права, представляют собой правила поведения особого рода — основополагающие, общепризнанные юридические нормы универсального действия.
Использование здесь определения “основополагающие” следует понимать в том смысле, что в таких правилах содержатся предписания наиболее важного, кардинального порядка, создающие базу для взаимодействия всех субъектов международного права. Это определение означает также, что принципы международного права являются наиболее общими юридическими нормами, отражающими установившуюся практику международных отношений и консолидирующими ее. Упоминание в приведенной выше дефиниции такого качества принципов как их общепризнанность имеет в виду, что речь идет об обязательности таковых для всех участников международных отношений. На это указывает, в частности, п. 6 ст. 2 Устава ООН, где говорится, что “Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности”. Об общепризнанности основных принципов международного права свидетельствует также и тот факт, что национальные системы права закрепляют их в общей форме (“генеральная отсылка”) или упоминая те или другие из них конкретно, применительно к определенным областям внутригосударственной деятельности (то и другое имеет место, например, в законодательстве РК.
В специальном разъяснении нуждается включенное в вышеприведенную дефиницию определение принципов как категории универсального действия. Эта особенность связана с тем, что данная совокупность правил поведения обязательна не только для всех субъектов международного права, но и, во-первых, применима ко всем видам правоотношений, возникающих в международной области, как традиционных (договорные, по урегулированию споров, пользованию пространствами Мирового океана, воздушного пространства и др.), так и новых (право международной безопасности, экологическое и космическое право, регулирование использования атомной энергии); во-вторых, регулирует деятельность участников международных отношений в любых пространственных сферах независимо от географического или иного (внеземного) местонахождения этих сфер и их юридического статуса (государственная территория, территории, подпадающие под действие международного или смешанного правового режима); в-третьих, действует без ограничения временными рамками: в отступление от. общего правила эти принципы имеют обратную силу и, значит, могут быть применены к правоотношениям, возникшим еще до того, как соответствующий принцип сформировался, и даже отменять подобные правоотношения и юридические нормы, в соответствии с которыми таковые были установлены, в случае, если указанные правоотношения и юридические нормы окажутся в противоречии с этим новым принципом.
Студенту, усвоившему очерченные характеристики основных принципов международного публичного права, не трудно будет уяснить, что из этих особенностей данной юридической категории вытекает следующая важнейшая черта подобных норм — их особая юридическая сила, заключающаяся в недопустимости отступления субъектов международного права от предписаний, содержащихся в любом из таких принципов, даже в результате достижения указанными субъектами взаимного согласия на этот счет. Отмеченное качество правил поведения этой категории придает им свойство безусловно обязательных для исполнения — императивных норм или норм “юс когенс”.
Хотя отдельные авторы полагают, что основные принципы международного права должны быть надлежащим образом закреплены в соответствующих международно-правовых документах, следует иметь в виду, что ряд таких правил поведения сложился и успешно применялся задолго до момента их включения в какой-либо подобный акт (например, принцип добросовестного выполнения международных договоров — “пакта сунт серванда”). Современный подход к этому вопросу состоит в том, что форма закрепления основных принципов — письменная либо обычная (неписаная) — не означает различия в их юридической силе и, более того, “некоторые традиционно признанные и находящиеся в стадии становления принципы с успехом реализуются именно в форме обычая” (например, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды). И все же следует иметь представление о наиболее известных международных нормативных актах, в которых закреплен перечень и развернуто содержание основных принципов международного права, поскольку такие акты свидетельствуют о динамике рассматриваемой правовой категории.
В общей форме, без детализации содержания, перечень некоторых из основных принципов международного права впервые был закреплен в Уставе ООН, в ст. 2 которого, ст. 1 и преамбуле поименовано семь таких принципов — суверенного равенства государств, добросовестного выполнения принятых ими на себя обязательств, разрешения своих международных споров мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, воздержания в международных отношениях от угрозы силой или ее применения, территориальной неприкосновенности (целостности) государств, невмешательства в их внутренние дела, равноправия и самоопределения народов и наций. Подробно содержание этих принципов было изложено в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, причем здесь был сформулирован и развернут принцип, устанавливающий обязанность государств сотрудничать друг с другом. Принятым в 1975 г. Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) к приведенным принципам были добавлены с обстоятельным освещением их содержания принципы уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли совести, религии и убеждений, и принцип нерушимости границ.
Существенный вклад в развитие устоявшихся основных принципов международного права был внесен принятием в 1993 г. новыми независимыми государствами - бывшими республиками СССР Устава Содружества Независимых Государств. В этом акте к числу принципов, закрепленных в вышеназванных документах, добавлены следующие, которые охарактеризованы как взаимосвязанные и равноценные: верховенство международного права в межгосударственных отношениях, учет интересов членов Содружества и самой этой Организации, объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств-членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса, духовное единение их народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
Помимо обобщенного закрепления основных принципов международного права в многосторонних актах, которые по существу представляют собой кодификацию норм “юс когенс”, известно немало международно-правовых документов, фиксирующих каждый из таких принципов в отдельности с большей или меньшей степенью детализации. Так, принципу мирного разрешения споров между государствами посвящены Устав ООН (гл. VI), Конвенция о мирном разрешении международных столкновений (Гаага, 1907 г.), заключенный в Париже в 1928 г. Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (“Пакт Бриана-Келлога”), причем последний должен быть отнесен и к принципу неприменения или угрозы силой. Существо принципа
уважения прав человека и основных свобод подробно регламентируется во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., Международных пактах о правах человека, заключенных в 1966 г., а также в многочисленных конвенциях, предметом которых является борьба с геноцидом, расовой дискриминацией, защита прав отдельных категорий населения - женщин, детей, раненых, больных и военнопленных, а также, особо, трудящихся в связи с их участием в производственных процессах..
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 670;