Вопрос 4. Сознание и бессознательное

Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие »психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей.

«Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т. п.

Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Оно - сложный феномен, «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.
Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме».

Психика, согласно его концепции, имеет следующуюструктуру:

1) Оно - безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет »либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт.

2) Сознательное Я - посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними.

3) Сверх-Я - это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора.

Нежелательное влечение может быть:

1) вытеснено в бессознательное неразряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или

2) сублимировано (сублимация - возвышение) т.е. переключено на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование человека и т.д.).

Т. о. вся жизнь человека по З. Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо.

Последователь и ученик Фрейда К.-Г.Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо.

Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:
1) вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека;

2) вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

3) действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития.

Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира -коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвалархетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям.

Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Самость, герой, Спаситель, Чудовище и т.п. Архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие «образы-символы», выражающие общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являющиеся человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алексеев П. В. История философии. Учебник: Санкт-Петербург, Проспект, 2015 г.- 240 с.

2. Антюшин, С.С. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, РАП, 2010. - 411 c.

3. Горелов, А.А. Основы философии: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.А. Горелов Гуманитарные и социально-. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.

4. Лешкевич, Т.Г. Основы философии: Учебное пособие / Т.Г. Лешкевич, О.В. Катаева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 315 c.

5. Спиркин А.Г. Философия: Санкт-Петербург, Юрайт-Издат, Юрайт, 2013 г.- 832 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Губин, В.Д. Основы философии: Учебное пособие / В.Д. Губин. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.

2. Ерина, Е.Б. Основы философии: Учебное пособие / Е.Б. Ерина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 90 c.

3. Московченко А.Д. Философия для технических вузов: Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 244 с.

4. Сычев, А.А. Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c.

5. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. Учебное пособие: Санкт-Петербург, ФАИР-ПРЕСС, 2001 г.- 580 с.

6. Яскевич, Я.С. Основы философии: Учебник / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. - Мн.: Вышэйшая шк., 2011. - 301 c.

 








Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1120;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.