Вопрос 1. Понятие бытия и субстанции

Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии.

Категоря бытияобозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений.

 

Основными формами бытия являются:

• материальное бытие — существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

• идеальное бытие — существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

 

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

 

Субстанция– общая основа всего существующего, причина всего, единство сущности и существования.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении.

Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, получили название монизм (от греч. monos - одни, единственный).

Подвиды монизма:

- материалистический - мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства (представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей).

- идеалистический. представителей - признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм (например, у Платна - это вечные идеи, в средневековой философии - Бог, у Гегеля - саморазвивающаяся «абсолютная идея»), так и субъективно­идеалистический (сознание - по Беркли).

Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis – двойственный, например, философия Декарта).

И, наконец, если более двух субстанцй - плюрализмом (от лат. pluralis – множественный, например ,философия Лейбница).

 








Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1147;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.