Вопрос 1. Общая характеристика средневековой философии
Под «Средневековьем» обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от древнего мира до Нового времени Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в Античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Характерные черты средневековой философии:
ü Средневековая философия является синтезом двух традиций: христианского откровения и античной философии
ü Теоцентризм — такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.
ü Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
ü Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
ü Ретроспективность средневековой философии – Средневековая философия обращена в прошлое. Самым древним документом для средневекового человека была Библия.
ü Дидактизм (учительство) – почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ.
ü Традиционализм. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни. Максимально исключая субъективность мыслители старались придерживаться установленного образца, канона
Этапы средневековой философии:
Патристика II —VI вв. н. э.«патристика» — это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания.
Этапы патристики:
Этап апологетики (II-III вв.) – от греческого апология - «защита». Представители: Тертуллиан (160—220), Арнобий (ум. в 326г.), Лактанций (250—325), Климент Александрийский (Тит Флавий ум. в 215), Ориген (185-253). Апологеты - первые христианские писатели, которые выступили в защиту христианства от языческой религии и философии. Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.
Этап зрелой патристики (IV—VI в. н.э.). Представители: Аврелий Августин; на Востоке: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама. Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем, глубоким синтезом теологических догм и античной философской мысли. Различают западную и восточную патристику.
Схоластика VII—XIV вв. н. э. от др. - греч. – «ученый; школьный» направление средневековой философии, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов.
Этапы схоластки:
Этап ранней схоластики (IX-ХП вв.) - развитие идей платонизма и неоплатонизма. Представители: Иоанн Скот Эриугена, (810-877), Пётр Абеляр (1179-1142), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Росцелин (1050-1120).,
Этап зрелой схоластики ( XII—XIII вв.) Главные мыслители этого периода - Альберт Великий (ок. 1200-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Сигер Брабантский (ок. 1240 - ок. 1281). На смену платонизму приходят идеи христианского аристотелизма, который в виде учения Фомы Аквинского - самого значительного представителя схоластики - был признан официальным учением католической церкви.
Поздний этап развития схоластики (XIII—XIV вв.), представленный именами Иоанна Дунса Скота (1265-1308) и Уильяма Оккама (1285—1349), происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему способствовали процессы освобождения философии от влияния теологии и все более интенсивно возрастающего влияния позитивного, опытного знания.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1257;