Школа пифагорейцев
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора Самосского (570—490 гг. до н. э.), древнегреческого философа и математика.
Книги, приписываемые Пифагору: «О воспитании», «О государстве» и «О природе».
Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: 1.научный подход к познанию мира и, 2. религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором («Пифагорейский союз»).
- Пифагор первым назвал себя философом: “Я не мудрец (софос), - ибо мудр, по Пифагору, только бог, - а тот, кто только любит мудрость (софию)».
Основные идеи пифагорейцев:
· первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
· числа по своей природе – ограничивающие и безграничные. Без них ничего бы не было и не было бы порядка, гармонии (т.е. согласованности различного). Число есть сущность всех вещей, и гармония чисел есть причина мирового порядка.
· определения природы числа, развиваемые пифагорейцами:
- монада – единство, одно;
- диада – различие или двойственность;
- триада – первое совершенное число, но не самое; истинное единство; истинная, завершенная монада;
- тетрада – развитая триада; второе совершенное число, в нем раскрывается природа настоящего различия. По пифагорейцам, природа подражает тетраде. Тетрада для природы – закон: 4-е стороны света, 4-е измерения, 4-е конечности у животных и т.д.;
- декада – совершеннейшее число. Она есть развитая тетрада. Декада содержит в себе все предшествующие моменты определения природы числа (не случайно 1+2+3+4=10). Декада все в себе содержит и все из себя производит – отсюда пифагорейский гимн декаде.
· все не просто существует, но в гармонии: в единстве различного, все различно в единстве: точка (1) –> прямая (2) –> плоскость (3) –> объем, тело (4). Прямая – это различившаяся от самой себя точка.
· небесные тела в количестве 10-ти. Тела уже находятся в движении и в гармонии – гармония небесных сфер.
· душа – триада: а) чувственная – растения; б) рассуждающая – животные; в) разумная – человек.
· духовные отношения так же подчиняются природе числа: мысль – монада; познание – диада, ибо направлено на одно; мнение пифагорейцы считали числом плоскости (триадой); ощущение – числом тела (тетрада).
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1352;