Proprium
Тексты, исполняемые к определенному празднику, например Alleluia, Offertory-приношение даров.
При нидерландцах завершил свое формирование цикл мессы. Именно эти композиторы соединили пять частей мессы cantus firmusом - через всю мессу шла одна тема. Основателем первой нидерландской школыстал Гийем Дюфаи (ок 1400-1474). Второй-Йоханнес Окегем (ок 1420-1495) и Якоб Обрехт (ок 1450-1505).Третьей-Жоскен Депре (ок 1450-1521).Четвертой - Орландо ди Лассо (ок 1532-1594).
Новое в нидерландской мессе:
1. Она четырехголосна.
2. Cantus firmus становится вторым голосом снизу (тенор).
3. Бас становится основой гармонии, его функция – гармоническая.
4. Мелодическая функция у верхнего голоса.
5. Альт идет либо в дуэте с каким-то голосом, либо заполняет интервалы.
Месса Дюфаи « Вооруженный человек»имеет светскую тему популярную в то время. Cantus firmus объединяет все части мессы. Мелодический голос также повторяется во всех частях цикла. В мессах Дюфаи мы имеем дело с многотемной полифонией.
Постепенно месса развивается в разрезе сближения голосов в одну тему и освобождения от C.F. C.F. путешествует из голоса в голос. Такое углубление в имитационную полифонию развивается во второй нидерландской школе. А в Третьей школе в мессе «Поведай язык мой» Жоскена Депре используется уже имитационная полифония. Мелодической основой этой мессы является средневековый гимн. Она четырехголосная для смешанного хора (мальчики, мужчины, альты-фальцетники, а со 2й половины 16 века-кастраты).
Мотеттоже претерпевает эволюцию. Родился жанр мотета во Франции на рубеже 12-13 века, был 2х-3х голосным, и каждый голос имел свой текст. В творчестве нидерландцев мотет, прежде всего духовный жанр. Мотеты пишутся только на духовные тексты на латинском языке. Эти условия диктовала церковь, которая видя популярность мотетов в народе, привлекала его на службу. Мотет давал возможность композиторам излить свои чувства. У нидерландцев мотет становится жанром духовной лирики (т.к. для мотета можно было использовать любые духовные стихи). В духовных мотетах использовались тексты из библии, ветхого завета, тексты, связанные с образом богоматери, например Аве Мария. Часто мотеты писались с C.F., но имитационная полифония здесь восторжествовала раньше, чем в мессе. Сложилась новая форма – мотетная,где каждой фразе текста соответствовала своя мелодия. Жоскен Депре. Аве Мария. Мотет.Форма - старинная мотетная или вариантно - строфическая. Без C. F. Склад письма- имитационный. Есть мелодия, звучащая как песня.
Шансонпретерпевает на протяжении 15 века эволюцию. Зарождается он при бургундском дворе, как жанр для двора. Это небольшое 3хголосное произведение на светский текст. Далее оно становится произведением, близким мотету, за счет полифонии, но на стихи современных нидерландских и французских поэтов. Почти не ощущается разницы между светскими и духовными произведениями из-за их взаимовлияния. В жанре шансон у Жоскена Депре также есть произведения, в них он близок к Орландо Лассо по живости характеров. Жоскен Депре. Тысяча сожалений. Шансон.Характер песни лирический с юмором. Склад письма - мотетный (с имитациями). Много внимания уделяется интонации, соответствующей данному образу - распевной и декламационной. Для шансона Депре характерно господство диатоники (как в духовной музыке).
Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 829;