С конца XV в. стал использоваться термин Россия, заимствованный из Византии.
Идейные истоки Московского государства содержались и в древнерусской традиции. Его становление понималось и как возрождение изначального единства Русской земли, и как преемственность великокняжеских столов (Киев – Владимир – Москва), и в деяниях князей (Владимир Святой – Александр Невский - Даниил Московский – Иван III). То есть преемство Царьград – Москва осуществлялось через всех прародителей, включая языческих князей.
Однако дальнейшее выстраивание системы власти затормозилось. Такая задержка была связана, прежде всего,
- с отсталостью русского общества. В течение двух веков русский народ направлял свои силы на борьбу с Ордой, стремясь сохранить в условиях ига свое национально-культурное единство.
- После освобождения от золотоордынской зависимости свободное развитие народного хозяйства шло хаотично. Понимание того, что этот процесс необходимо регулировать, пришло не скоро, а поиск подходящих форм регулирования сопровождался серьезными ошибками, одной из которых стала опричнина.
Главной силой в борьбе с Ордой стало дворянство – новый класс военно-служилых землевладельцев. После победы дворянство стремилось укрепить свою роль в державе. В конечном итоге оно стало социальной опорой московских князей в проведении внутриполитических преобразований, направленных на создание и укрепление централизованного государства.
После смерти Великого князя московского Ивана III на московский престол взошел его сын Василий III (1505-1533 гг.), который продолжил политику своего знаменитого отца.
Приложение 4 к теме 3.1. Портрет Василия III.
Основное, что характеризует политическую историю России этого периода – это укрепление единодержавия и дальнейшее развитие централизованного государственного аппарата.
Именно при Великом князе Московском Василии III тенденция укрепления самодержавной власти окончательно победила.
Согласно воззрениям идеологов того времени, Василий III, прежде всего самодержавный царь, который только по своему «естеству» напоминает других людей, поскольку властью он подобен самому богу.
В договоре 1514 г. с Москвой император Священной Римской империи Максимилиан I именовал Василия III императором. Его посол, Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 г. отмечал необычайно высокое положение московского государя.
Не случайно, именно в этот период была сформулирована знаменитая теория «Москва – третий Рим», согласно которой Москва объявлялась преемницей Рима и Константинополя («два Рима») и только ей отныне принадлежала честь быть защитницей истинного православия.
Приложение 5 к теме 3.1. Схема «Василий III Иванович. Основные направления деятельности».
Василий III к боярству относился недоверчиво и холодно, при нем резко сузился круг лиц, которые принимали участие в принятии политических решений, что дало основания одному из бояр обвинить государя, что тот «сам третей у постели дела решает». Это высказывание стоило ему головы.
Узурпировав власть вопреки воле боярской думы, Василий III на всю жизнь сохранил недоверие к могущественной московской аристократии. В этот период был предпринят ряд мер по ограничению политических привилегий княжат и бояр. Их роль, которую они играли при Иване III, еще более снизилась.
В противовес им Василий III выдвигал людей незнатных, происхождением из дворян и «детей» боярских. При Василии III окончательно завершилось формирование поместной системы, возрастала роль дворянства.
После заключения второго брака с Еленой Глинской у Василия III в 1530 г. родился сын, будущий русский царь Иван IV.
В период правления Василия III было совершено несколько походов на Казань, но все они окончились неудачей. При Василии III в состав московского государства вошли Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), земли рязанского княжества (1521 г.).
В княжение Василия III началось оформление официальной идеологии обновлённой русской государственности.
В 1510-1511 гг. монах Псковского Елиазарова монастыря Филофей в послании к Василию III сформулировал идею «Москва – Третий Рим». Её главный смысл состоял в определении источника истинной власти и исторического предназначения русской державы.
- По мысли Филофея, Рим языческий обожествил самого себя в лице кесаря и пал под ударами варваров.
- Второй Рим - Византия, пошёл на согласие с католиками и пал под ударами мусульман.
- Третий Рим – Москва, последний, так как сознательно последний, так как сознательно подчинил себя высшей власти (нет иной власти, кроме как от Бога) и принял обязанность охранять православие.
Московское русское государство. Россия. Политическое устройство и формирование нового аппарата управления. Сословно-представительная монархия.
Приложение 6 к теме 3.1. Карта «Россия во второй половине XV – начале XVI веков».
Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. По площади оно почти в шесть раз превышало бывшее Московское княжество.
Создание единого государства оказало серьезное влияние на развитие экономики и социального строя страны:
1. Изменяется характер землевладения князей. Оно все больше сближается с боярским землевладением.
2. Основными формами землевладения были вотчины и поместья. Вотчинами владели князья, бояре и церковь. Служилые люди – дворяне, будучи опорой великого князя, получали от него поместья, которые закреплялись за дворянами только на время их службы.
3. Серьезные изменения произошли в армии. Ее главную силу теперь составляли не дружины, а ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки.
4. С конца XV в. начинают оформляться на Руси сословия – феодальная аристократия (бояре), дворянство, духовенство, посадские люди и крестьянство.
Приложение 7 к теме 3.1. Схема «Великокняжеская власть при Василии III».
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 751;