Транспорт токсичных веществ
После поглощения любым путем вещества попадают в кровь, лимфу или какую-нибудь другую жидкость организма. Однако для большинства веществ наиболее важным средством транспортировки после всасывания до выделения является кровь.
Токсичные вещества проникают в организм в виде молекул и ионов, однако, во внутренней среде они могут подвергаться гидролизу и полимеризации, образуя коллоидные частицы.
В крови вещества находятся либо в свободном состоянии, либо связаны с каким-либо компонентом крови. Как и некоторые недиссоциированные молекулы, пары и газы могут физически растворяться в плазме в свободном виде.
Различные токсичные вещества и их метаболиты транспортируются кровью в разных формах. Вещества могут быть связаны с эритроцитами или с компонентами плазмы. Выраженное сродство к эритроцитам имеют немногие вещества. Оксид углерода связывается с гемом, а мышьяк – с глобином гемоглобина. Свинец на 96 % переносится эритроцитами. Ртуть, содержащаяся в органических соединениях, и цезий также связываются с эритроцитами, а неорганическая ртуть – с альбумином плазмы крови.
Большинство веществ проявляет сродство к белкам плазмы, преимущественно к альбуминам. Связь осуществляется ионными, водородными и ван-дер-ваальсовыми силами. Токсичные вещества могут образовывать комплексы с органическими кислотами плазмы или хелатные соединения с некоторыми ее компонентами.
Как уже указывалось, из белков плазмы наиболее важным средством переноса является альбумин. Он имеет относительно крупную молекулу. При рН = 7,4 она имеет отрицательный заряд в 16 электронных единиц. Молекула содержит 100 отрицательных и 84 положительных группы (лиганды), так что может притягивать и переносить катионы и анионы. На поверхности молекул альбумина могут адсорбироваться нейтральные молекулы.
Глобулины (α, β) могут связываться с небольшими молекулами различных веществ и ионами некоторых металлов (меди, цинка, железа), а также со всеми коллоидами.
Фибриноген проявляет сродство только к очень маленьким молекулам. Белки плазмы могут переносить вещества, растворимые в липидах. Во многих случаях между белками плазмы и эритроцитами возникает конкуренция за различные вещества.
Органические кислоты (молочная, глютаминовая, лимонная) образуют комплексы с различными веществами. К последним относятся щелочноземельные элементы, редкоземельные и некоторые тяжелые металлы, находящиеся в плазме в виде катионов. Обычно комплексы с органическими кислотами способны диффундировать и легко удаляются из тканей и органов.
Присутствующие в крови природные вещества, вызывающие получение хелатных соединений, конкурируют с органическими кислотами за катионы, образуя стабильные хелаты. Путем хелатирования некоторые специальные белки (трансферрин, церулоплазмин) переносят ионы металлов (железа, меди). Органические лиганды веществ легко хелатируют двух- и трехвалентные ионы.
Удаление токсичного вещества из крови зависит от его свойства связываться с компонентами крови. В некоторых случаях компоненты эритроцитов или плазмы могут удерживать яды продолжительное время. Таким образом, белки крови, способные связываться с токсичным веществом, помимо транспортной функции выполняют роль своеобразного защитного барьера.
2.4.5. Распределение и кумуляция
Следующим этапом всасывания токсичного вещества в кровь является его распределение в организме. Одним из основных токсикологических показателей является объем распределения, т. е. характеристика пространства, в котором распределяется данное токсичное вещество. Существует три главных сектора распределения чужеродных веществ: внеклеточная жидкость (примерно 14 л для человека массой тела 70 кг), внутриклеточная жидкость (28 л) и жировая ткань, объем которой значительно варьирует.
Объем распределения зависит от трех основных физико-химических свойств данного вещества: водорастворимости, жирорастворимости и способности к диссоциации. Водорастворимые соединения способны распространяться во всем водном секторе организма (около 42 л), жирорастворимые вещества депонируются преимущественно в липидах.
Основным препятствием для распространения водорастворимых веществ являются плазменные мембраны клеток. Именно процесс диффузии через этот барьер будет определять накопление вещества внутриклеточного объема, т. е. переход от распределения в 14 л воды (внеклеточная жидкость) к распределению в 42 л.
Для анализа распределения чужеродного вещества в организме достаточно рассмотреть двухкамерную модель. Эта максимально упрощенная модель позволяет понять, как меняются концентрации токсичных веществ в клеточном и внеклеточном секторах организма (рис. 37).
Р0
j1
V1
Внеклеточная
j2 жидкость j2
Внутриклеточная
жидкость
V2
j3
Рис. 37. Двухкамерная модель распределения ядов в организме
Камера V1 включает всю внеклеточную жидкость с концентрацией токсичного вещества С, что соответствует уровню препарата в плазме крови. Камера V2 содержит внутриклеточную жидкость с концентрацией токсичного вещества kС, где k – коэффициент пропорциональности. Этот коэффициент условно определяет сродство ткани к данному веществу. В количественном отношении это сродство может варьировать в очень широких пределах.
Введение коэффициента k для определения концентрации в клеточном секторе является первым приближением процесса разведения вещества, поступающего в кровоток. Оно применимо в тех случаях, когда процессы поступления или элиминации проходят с постоянными времени, на порядок большими, чем время полной циркуляции крови. Принято считать, что в каждый момент имеется равновесное распределение вещества в организме. Это приближение достаточно для клинических целей. Нарушение условия равновесия приводит к усложнению модели.
Процесс неравномерного распределения токсичных веществ в организме, связанный с их накоплением в отдельных структурах, делает понятие объема распределения в кинетической модели условным. Поэтому под этим термином часто понимают не истинный объем соответствующего отдела организма, а некий коэффициент пропорциональности, связывающий общую дозу вещества (Ро), введенного в организм, и его концентрацию (С), определяемую в плазме
V = Ро / С.
Наиболее точно объем распределения можно вычислить при разовом внутривенном введении вещества, так как в этом случае известно количество вещества, поступившего в кровь. Если расчетный объем распределения превышает количество внеклеточной жидкости, то следует думать о частичном проникновении вещества в клетки. В случае если объем распределения будет больше, чем объем всей жидкости организма, то это означает, что коэффициент связывания препарата тканями больше единицы и происходит его внутриклеточное накопление.
На практике приходится решать обратную задачу: по концентрации токсичного вещества в плазме определять общую дозу циркулирующего в организме яда. Для этого необходимо знать объем распределения этого яда.
Итак, судьба вещества, поступающего в организм из желудочно-кишечного тракта и распределяющегося в двухкамерной системе, может быть представлена в виде направленных потоков:
j1
j2 С kС j3,
где j1 – поток вещества, всасывающегося из желудка; j2 – поток экскреции; j3 – условный поток утилизации препарата в тканях (метаболическое превращение); С – концентрация вещества в плазме; k – коэффициент связи вещества с белками сектора V2. Кроме этого, следует учитывать и другие факторы, влияющие на судьбу данного вещества, например, физиологическое состояние организма, его пол, биоритмы и т. д.
По распределению в тканях и проникновению в клетки химические вещества можно разделить на две основные группы: неэлектролиты и электролиты.
Неэлектролиты, растворяющиеся в жирах и липидах, подчиняются закону Овертона и Майера, согласно которому вещество тем скорее и тем в большем количестве проникает в клетку, чем больше его растворимость в жирах, иначе говоря, чем больше коэффициент распределения (К) между жирами и водой:
К = растворимость в масле / растворимость в воде.
Это объясняется тем, что оболочка клеток содержит много липидов. Для данной группы химических веществ барьеров в организме не существует: распределение неэлектролитов в организме при динамическом поступлении определяется в основном условиями кровоснабжения органов и тканей. Это подтверждается следующими примерами. Мозг, содержащий много липидов и имеющий богатую кровеносную систему, насыщается этиловым эфиром очень быстро, в то время как другие ткани, содержащие много жира, но с плохим кровоснабжением, насыщаются эфиром очень медленно. Аналогично происходит насыщение анилином.
Удаление неэлектролитов из тканей также зависит в основном от кровоснабжения: после прекращения поступления яда в организм быстрее всего освобождаются от него органы и ткани, богатые кровеносными сосудами. Из мозга, например, удаление анилина происходит значительно быстрее, чем из околопочечного жира. В конечном же итоге, неэлектролиты после прекращения поступления их в организм распределяются во всех тканях равномерно.
Способность электролитов проникать в клетку резко ограничена и, как полагают, зависит от заряда ее поверхностного слоя. Если поверхность клетки заряжена отрицательно, она не пропускает анионов, а при положительном заряде она не пропускает катионов. Распределение электролитов в тканях очень неравномерно. К особенностям распределения электролитов в организме относится прежде всего их способность быстро удаляться из крови и, накапливаясь в отдельных органах, образовывать в организме депо.
Время задержки определяется сродством вещества или его метаболита к зоне связывания. Время, необходимое для выведения 50 % вещества из депо, называется периодом полувыведения. Если скорость абсорбции выше скорости выведения, токсичное вещество будет накапливаться. Распределение вещества – не статический, а динамический процесс. Со временем токсичное вещество может распределяться в различные камеры в результате обмена веществ или физико-химических изменений среды (рН, степени диссоциации).
Вещества, которые находятся в крови в виде одновалентных катионов (литий, цезий, рубидий) или в виде анионов с валентностями от 1 до 6 (хлор, бром, полоний), легко диффундируют в жидкостях в организме и распределяются равномерно во всех органах и тканях.
Отложение в ретикуло-эндотелиальной системе органов. Часть неподвижных или блуждающих (фагоциты) клеток органов могут находить, захватывать и уничтожать чужеродные тела (коллоиды, частицы, микроорганизмы). Эти клетки представляют собой ретикуло-эндотелиальную систему органов и тканей. Интерес представляет задержка коллоидов. С увеличением размера коллоидных частиц они накапливаются преимущественно в печени. С уменьшением размера частиц достигается более равномерное их распределение по другим органам.
Отложение в жировых тканях. Жирорастворимые вещества проявляют большое сродство к тканям и органам, богатым липидами и жирами: жировой ткани, эндокринным железам, нервным волокнам. Многие из этих веществ (ДДТ) могут накапливаться в жировой ткани. Некоторые нейротоксичные вещества оказывают свое действие благодаря тому, что растворяются в липидах миелиновой оболочки нервных волокон.
Отложение в костной ткани.Многие вещества проявляют особое сродство к костной ткани: легкие и щелочноземельные элементы, некоторые коллоиды. Минеральная часть кости состоит из минералов гидроксиапатита Са10(РО4)6(ОН)2. Остеотропные вещества могут откладываться в минеральных компонентах кости с помощью двух основных механизмов:
а) ионообмена катионов Са2+ из гидроксиапатита либо анионов с фосфатными анионами или анионами гидроксильной группы;
б) абсорбции коллоидов на поверхности костных кристаллов. У костных кристаллов огромная поверхность (100 м2/г), на которой может адсорбироваться один или множество слоев коллоидных частиц, которые затем покрываются следующим минеральным слоем.
Отложение в волосах и ногтях.Некоторые тяжелые металлы (свинец, цинк, кадмий, ртуть) проявляют сродство к SH-группам кератина, находящегося в волосах.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1805;