Натурфилософские школы (Древняя Греция)

Греция в VII–VI веках до н.э. характеризуется расцветом ионических городов Милета и Эфеса. Родоначальник греческой науки Фалес из Милета (624–547 гг. до н.э.). На основе философских рассуждений о природе здесь сформировались многочисленные натурфилософские школы. Наиболее популярными из этих школ были: ионийская, пифагорейская и элеатская.

Ионийская школа положила начало представлению о мире как о едином целом, в котором все явления (астрономические, физико-химические и биологические) – вытекают из единого начала. В основе каждой из систем мира лежало одно “первовещество” – земля, вода, воздух, огонь или некая особая “первоматерия”, из которой под влиянием “воздействий” – тепла, холода, сухости и влажности развивалось все.

Фалес считал, что единой материальной основой окружающего мира является вода, его ученик Анаксимандр считал, что основой всего является первовещество «апейрон», ученик Анаксимандра Анаксимен считал, что это – воздух.

Дальнейшее учение ионийцев развил Гераклит (544–483), который считал, что в основе всего лежит – огонь

Пифагорейская школа искала сущность окружающих их предметов и явлений в числах, признавали математические начала за начала всего существующего.

Их взгляды на строение Вселенной – сначала пироцентрическая система мира (Филолай), затем гелиоцентрическая (Аристарх Самосский).

Пироцентрическая система – сферическая Земля движется вокруг центрального огня; вокруг него обращаются еще 9 сфер Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Солнца, Луны, сфера «звезд» и сфера противоземли.

В более поздней гелиоцентрической системе (III в. до н.э.) были выброшены центральный огонь и противоземля, а в центр было помещено Солнце. Земля имеет шарообразную форму и обращается вокруг своей оси.

Пифагорейцы впервые обратили внимание на существование в мире количественных зависимостей, что предопределило переход от образного мышления к логическому.

Элеатская школа в противовес ионийской считала, что не существует движения и множественности вещей, что бытие едино, непрерывно и неизменно (Ксенофан, Парменид, Зенон). Идея атомистического строения материи впервые была выдвинута Левкиппом (500–440) и развита его учеником Демокритом (460–370).

Суть учения Демокрита

1. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (пустоты), все другое только воззрение

2. Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме

3. Из ничего не происходит ничего

4. Ничто не совершается случайно, но все случается по какому-нибудь основанию и с необходимостью

5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия между атомами не существует

Далее учение развил Эпикур, который пытался объяснить на основе атомистических представлений все естественные, психические и социальные явления, что атомы в постоянном движении имеют свой вес, что жизнь возникла естественным путем.








Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1257;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.