Основные постулаты современной теории познания
Традиционно в рамках психологической проблематики выделяются две наиболее общие темы:
· исследование мотивационных процессов (мотивационно-потребностная сфера деятельности; в терминологии Д.Б.Эльконина;
Д.Б.Эльконин |
· исследование познавательных процессов (операционально-техническая сфера).
В рамках первой темы рассматриваются мотивы, эмоции, темперамент, характер, личность, второй – ощущения и восприятие, внимание, память, мышление. В терминах обыденного сознания в первом случае речь идет о том, что организму нужно, во втором, как это «нужное» достигается.
Но если встать на точку зрения современной теории познания, то эта дихотомия, на первый взгляд достаточно ясная и понятная, неизбежно видоизменяется.
Обратившись к ранним теориям познания, а именно к классической теории познания, можно увидеть, что здесь были определены две области:
· область субъекта, т.е. познающего человека,
· область объекта, т.е. познаваемой реальности.
Субъект трактовался как совершенно «беспристрастный», а объект как совершенно объективно существующий.
Но по мере накопления знаний (в том числе и психологических) все более обнаруживалось, что субъект не является таким уж беспристрастным, а сама объективная реальность структурирована отражением потребностей этого познающего субъекта.
Поэтому был сформулирован «антропный принцип в эпистемологии». Данный принцип иллюстрируется следующей аналогией:
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 655;