Гомеровский эпос
Гомеровский эпос («эпос» по гр. - слово) представляет собой слово о подвигах, то есть собрание песен странствующих певцов (аэд - певец-сочинитель, рапсод - исполнитель чужих песен).
Гомеровский вопрос в античной литературе заключается в том, что существует 10 биографий одного человека - слепого нищего бродячего аэда, певца-создателя древнегреческого эпоса, что ставит под сомнение то, что это была одна личность.
Песни сложились в 9-7 веке до нашей эры, записаны были в 6 веке до н.э. Эпос возник на побережье Малой Азии и близлежащих островах в эпоху разложения общинно-родового строя и возникновения рабовладельческого, написан на ионийском наречии (основе древнегреческого языка, сложившегося к 4-3 веку до нашей эры).
«Илиада» и «Одиссея» входят в Троянский мифологический цикл, рассказывающий о борьбе греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей. «Илиада» - несколько эпизодов 10-ого года осады, Одиссея - возвращение на родину героя-ахейца Одиссея. Данные события действительно реально происходили примерно в 12 веке до н.э. В 70-х годах 19 века археолог Шлиман предположительно нашел то место, где происходило сражение - холм Гисарлык в Малой Азии, но современные исследователи это опровергают. Тем не менее, это был последний великий поход и военная удача племени ахейцев, которые потом были завоеваны дорийцами (которые считали себя потомками Геракла), потом их завоевали афиняне, считавшие себя потомками Тезея. Данный эпос ещё раз подтверждает мысль об общем великом прошлом древнегреческого народа и обитателей острова Крит,начавшем складываться в 13-12 веках до н.э.
Сюжет «Илиады» имеет предысторию. Богиня раздора Эрида, не приглашенная в числе других богов на пир, решила отомстить и подбросила Гере, Афине и Афродите яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини решили, что их спор о принадлежности эпитета «прекраснейшая» разрешит юноша Парис, сын троянского царя Приама. Каждая пообещала Парису награду за своё первенство. Тот отказался от денег и мудрости и отдал яблоко богине любви и красоты Афродите, которая пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин. Именно Афродита устроила похищение царевичем из Трои Парисом прекрасной Елены, жены греческого царя Менелая (управлявшего Спартой), что было использовано его старшим братом Агамемноном как повод разорвать перемирие и развязать войну с Троей, в которой участвовали все племена ахейцев.
Начало поэмы «Илиада» относится к 10 году осады Трои, когда в войсках ахейцев начинается чума, посланная богом Аполлоном по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Агамемнон, чтобы прекратить чуму, вынужден вернуть дочь отцу, но забирает пленницу у Ахилла, тот жалуется матери, богине Фетиде, та умоляет Зевса послать победу троянцам, чтобы Агамемнон попросил Ахилла о помощи. Зевс исполняет желание Фетиды, греки терпят поражение. Ахилла просят помочь, он отказывается. Вместо него вступает в бой его друг Патрокл, которому жаль гибнущих греков, и сам погибает от руки Гектора, старшего сына троянского царя Приама. Ахилл мстит за друга, убивает Гектора и издевается над его телом. Приам ночью, пробравшись в лагерь греков, умоляет Ахилла вернуть ему тело сына. Ахилл возвращает и даже устанавливает перемирие, чтобы похоронить убитых. Последняя песнь «Илиады» - погребение Патрокла и Гектора.
Содержание «Одиссеи». После того, как Одиссей придумал, как войти в Трою при помощи статуи коня, и разрушения ненавистного города, все греческие вожди вернулись домой, кроме Одиссея, царя Итаки, он странствует 10 лет по дороге домой из-за ненависти Посейдона. О первых трех годах своих странствий он рассказывает на пиру у царя феаков Алкиноя. Начало «Одиссеи» - история его семилетнего пребывания на острове нимфы Калипсо. В 13 песне Одиссей наконец прибывает на Итаку и узнает, что его сын Телемак вырос, а его жену Пенелопу осаждают женихи, уверенные в том, что он погиб и претендующие на его царство. Пенелопа верна мужу, Телемак даже ездил к тем, кто вернулся из Трои, чтобы узнать участь отца. Одиссей убивает всех женихов, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу семьи.
Идеи и образы «Илиады» и «Одиссеи». В обеих поэмах изображен патриархальный род, который не знает классового разложения, базилевсы трудятся вместе с пастухами и ремесленниками (Одиссей - задвижка на двери дома, плот; Пенелопа - оливковое масло, тканое покрывало). Рабы - это только пленники с войны. Только-только появляется имущественное неравенство, судьба раба зависит от воли господина. Герои мужественны и величественны, не знают страха, но сострадательны, врагов они уважают и изображены троянцы уважительно.
Основные идеи:
1. Антивоенные и антиаристократические тенденции;
2. Гражданственность и патриотизм;
3. Восхищение вещью и мастерством человека, создавшего её.
Каждый из героев становится олицетворением одного из человеческих качеств характера: Ахилл - воин, не знающий пределов героизма и преданный общему делу; Гектор - вождь, муж, отец (Андромаха и сын), который умирает, жертвуя жизнью за свой род и город; Одиссей - храбрый воин, но главное его достоинство - любовь к родной Итаке, жене, сыну, хитрость и изворотливость ума; Пенелопа - символ верной жены (20 лет верно ждет мужа, содержит дом, растит сына). Даже боги в поэмах имеют свой характер и свои интересы: Афина помогает Одиссею, Аполлон - троянцам, Арес - никому.
Художественные особенности поэм также связаны с эпохой, когда они были написаны и мировоззрением греков того периода:
1. объективность (греки и троянцы изображаются сочувственно и справедливо);
2. вещественность изображения жизни (вещь ценится не за её стоимость, а за искусство и мастерство, с которыми она сделана - щит Ахилла, задвижка на двери дома Одиссея)
3. традиционность (чем более знакома вещь или ситуация, тем она менее опасна, поэтому с каждому имени или вещи добавляются постоянные эпитеты - Зевс «тучегонитель», Одиссей - «хитроумный»);
4. монументальность (особый стиль, величественный особый стихотворный размер - гекзаметр - шестистопный стих - пять стоп дактилических и одна хореическая с цезурой после 3 стопы, замедленный темп повествования);
5. героизм (особое внимание героям и схваткам, битва превращается в развернутое сравнение и символическую картину бушующего пожара, бури в лесу, разлива реки, схватки диких зверей);
6. уравновешенное спокойствие (большое внимание уделено воспеванию красоты гуманных человеческих чувств).
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1024;