Эпикурейство.
Эпикур является самой крупной фигурой в философии греко-римского периода. Он был продолжателем учения атомиста Демокрита, но расходился с ним во взглядах в объяснении природы. Если Демокрит считал, что главной задачей философии является объяснение природы, то Эпикур главным считал задачу обоснования свободного, никем и ничем не стесненного поведения человека. Не отвергая существования богов, Эпикур тем не менее считал не допустимым их вмешательство в жизнь людей.
Главное отличие философии Эпикура от учения Демокрита состоит в том, что Эпикур ввел принцип отклонения атомов в ходе их движения в пустоте, в пространстве. У Демокрита же движение атомов изначально жестко задано в рамках прямолинейной траектории и не предполагает ее изменения. Напротив, у Эпикура отклонение атомов, т.е. их свобода является основным законом их существования. В применении к общественной жизни и к человеку, этот принцип означает свободу индивида, возможность и способность избирать им собственную траекторию полета, т.е. собственный жизненный путь, свою свободу. Таким образом, Эпикур сформулировал идею свободы человека, как возможность самостоятельно делать свой собственный выбор.
Большое внимание Эпикур уделял так же теме счастья человека. По его убеждению, нельзя чтобы страх предстоящий смерти заглушал в человеке тягу к благополучию, счастье - это всегда удовольствие или отсутствие страданий. Удовольствие всегда является началом и завершением счастливой жизни, с него мы начинаем и к нему возвращаемся.
Условием удовольствия по Эпикуру является здоровье тела и безмятежное состояние души. Эпикур был сторонником гедонизма, т.е. установки на наслаждение как основы человеческого счастья. И в связи с этим его творчество можно определить как философию счастья. Однако при этом Эпикур был противником вульгарности и всегда подчеркивал, что, нельзя жить счастливо, не живя разумно, справедливо и нравственно. Эпикур выдвинул теорию наслаждения, но основанную на разумных потребностях. Он считал, что существуют потребности естественные и необходимые. Это такие как голод, жажда, кров и т.д. И искусственные потребности в богатстве и роскоши. Он выдвинул лозунг: «Живи согласно природе - никогда не будешь беден. Живи согласно мнению - никогда не будешь богат».
Он считал, что, стремясь к счастью, человек должен не расширять свое богатство, а только уменьшать свою жадность. Это потому что изобилие зависит не от того, что вокруг нас, а от того, что внутри тебя. По Эпикуру счастье - это всегда состояние мудрости и невозмутимости духа, независимо от влияния внешнего мира и собственных страстей.
Эпикур учил: «Не надо бояться смерти и богов. Пока мы живы - смерти нет, а когда она все же придет, то нас уже не будет». «Надо жить свободно и быть счастливым» - итог философских размышлений Эпикура, тем самым он отстаивал свободу и достоинство человека
Эпикур тоже имел свою собственную философскую школу «Сад Эпикура», он просуществовал около 8 веков. Согласно обычаю на её воротах имелась надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - внешнее благо». После смерти философа словом «эпикуреец» несправедливо стали называть людей, чрезмерно придающимся чувственным (плотским) удовольствиям. В средние века эпикурейство было запрещено церковью, официальной церковью как якобы развращающее учение.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 657;