Гносеологическая сторона основного вопроса философии
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом.
Основателем эмпиризма является Френсис Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Рене Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеетвнутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.;
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия «гностицизм» и «агностицизм».
Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: мир познаваем, возможности познания неограничены.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики(как правило, идеалисты): мир непознаваем, возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 970;