Влияние фактора внезапности на полноту и достоверность доказательственной информации
В процессе расследования преступлений фактор внезапности воздействует не только на поведение, решения и действия следователя и противостоящего ему лица; его влияние необходимо учитывать при оценке полноты и достоверности доказательственной информации, полученной в результате производства следственных действий. Речь идет прежде всего о той информации, которую содержат показания участника или очевидца расследуемого события.
Известно, что процесс формирования показаний проходит несколько стадий, первую из которых называют "восприятие". Эта стадия "представляет собой создание определенных представлений, образов на основании совокупности ощущений, синтезированных в мыслительных процессах. Говоря о стадии восприятия, необходимо иметь в виду, что в своих показаниях участники процесса свидетельствуют не только о наблюдении объектов. Восприятия могут касаться и динамики событий, действий того или иного лица. Наконец, очень часто объектом восприятия являются собственные действия лица, которое дает показания"[212]. На полноту и адекватность восприятия характеру события влияют многочисленные факторы, среди которых одно из важнейших мест занимает фактор внезапности самого события для тех или иных субъектов.
Событие может оказаться неожиданным:
а) для всех его участников и очевидцев. Эта ситуация характерна для дорожно-транспортных происшествий: столкновений, наездов и др. Событие при этом, как правило, характеризуется не, только внезапностью, но и быстротечностью.
Внезапность и, как следствие, неожиданность события являются тем объективным фактором, который существенно влияет на его восприятие участниками и очевидцами. Оно воспринимается в результате непроизвольного внимания, привлеченного действием определенного раздражителя — самого события или связанных с ним обстоятельств. Как отмечает Н. И. Гаврилова, "особенностью непроизвольной формы внимания является то, что оно возникает без предварительного сознательного намерения. Чем вызывается непроизвольное внимание и что обычно привлекает к себе людей? Это необычность предмета, события, странная форма, цвет, общий вид и компоновка, несоответствие предмета обстановке, непривычное положение, несоответствие размера, интенсивность раздражителя. Вызывает непроизвольное внимание также и то, что контрастирует или согласуется с психическим состоянием человека"[213]. Объекты внимания при этом специально не выбираются, у человека нет заранее поставленной цели, и поэтому результаты непроизвольного внимания значительно беднее, чем произвольного, и могут таить в себе значительно больше ошибок и искажений. Это, конечно, не означает, что восприятие при непроизвольном внимании вообще не может отражать существенных для дела обстоятельств. В силу особенностей обстановки, роли в событии его участника, его психического состояния и иных причин восприятие и при непроизвольном внимании может оказаться достаточно полным, конкретизированным и адекватным воспринятому.
Помимо сказанного, необходимо учитывать и следующее. Неожиданно начавшееся событие не всегда скоротечно. Оно может длиться какое-то время, в течение которого, во всяком случае для его очевидцев, а иногда и участников, непроизвольное внимание заменяется произвольным. "Если в ходе восприятия происходит осознание свидетелем смысла и значения происходящего, то непроизвольное внимание, вызванное необычностью события или интенсивностью раздражителя, может перейти в произвольное, целенаправленное внимание, повышая качество восприятия в целом"[214]. В целом же неожиданные быстротечные и кратковременные события воспринимаются неполно и менее детально. Экспериментально установлено, что при этом лучше запоминаются более яркие, заметные, необычные признаки, приметы, особенности, а также те, которые обращают на себя внимание субъекта в силу его профессиональных качеств или знаний, профессиональной принадлежности;
б) для потерпевших, некоторых участников и очевидцев события. Если в первом случае имелась в виду неожиданность события для всех его участников, в том числе и для правонарушителя, действия которого иногда могут носить импульсивный, неожиданный для него самого характер (хулиганство, действия в состоянии аффекта и др.), то здесь речь идет о таких ситуациях, обычных для практики, когда преступное событие происходит неожиданно для потерпевшего и некоторых связанных с ним лиц, другие же лица становятся участниками события уже в его ходе, позднее,
Типичным примером того, как событие, неожиданное для других, не является таковым для одного из очевидцев, служит практика действий оперативных работников, ведущих поиск и задержание карманных воров. Наблюдая за действиями подозрительного субъекта, оперативный работник прослеживает их, начиная от подготовки и до момента покушения на кражу или ее совершения и затем задерживает преступника с поличным;
в) для потерпевших — при отсутствии очевидцев события. Эта ситуация характерна для многих разбойных нападений, изнасилований, убийств. Восприятие события преступления оставшимися в живых потерпевшими зависит от психологических черт их личности и эмоционального состояния в момент нападения. "Особенно отрицательно сказывается на восприятии событий чувство страха. Оно не только притупляет память, но и угнетающе действует на всю психику человека, на его интеллектуальную деятельность, снижает волю, нравственный самоконтроль и критическое отношение к окружающему, препятствует правильной оценке обстановки происшествия"[215]. Все это необходимо учитывать при допросе таких потерпевших. Тактические приемы корректировки их показаний, оживления в их памяти воспринятого детально описаны в специальной литературе.
Влияние фактора внезапности на достоверность доказательственной информации имеет еще одно проявление, которое необходимо учитывать следователю. Речь идет об учете этого влияния прежде всего при производстве следственного эксперимента. Типичным примером служат опыты, предпринимаемые с целью определить возможность вовремя остановить транспортное средство при внезапном возникновении на проезжей части, например, пешехода. "Камнем преткновения" при этом служит невозможность практически воспроизвести неожиданность появления Препятствия: ведь участникам эксперимента необходимо сообщить его цель, проинструктировать о действиях, которые им предстоит совершить, а кроме того, по закону экспериментальные действия не должны создавать угрозу для жизни и здоровья их участников. В результате следователь не в состоянии выполнить важнейшее тактическое условие эксперимента: добиться максимального сходства подлинной и воспроизводимой обстановки события. Довольствуясь производством опытов с макетом препятствия, он может получить лишь вероятные выводы. Лишь в тех случаях, когда результаты эксперимента не зависят от необходимости информировать участников опытов об их содержании, они могут приобрести доказательственное значение (например, при проверке возможности восприятия того или иного факта, явления).
Ранее уже говорилось о такой форме использования фактора внезапности, как неожиданное производство следственного действия — неожиданного для лиц, противостоящих следователю. Теперь же нужно ответить на вопрос: следует ли обеспечивать неожиданность следственного действия для других его участников, например для опознающего или того участника очной ставки, который дает правдивые показания? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Можно допустить внезапность лишь момента следственного действия, но не его производства. Так, правдивому участнику очной ставки совсем необязательно знать, в какой момент расследования она будет проведена, но едва ли следует от него скрывать, что такое действие будет предпринято. В ряде случаев, наоборот, следует заранее психологически готовить его к очной ставке, укреплять решимость в отстаивании своей позиции. То же может потребоваться и в отношении опознающего. Таким образом, строго говоря, эти действия для указанных субъектов неожиданными в принципе не становятся. При производстве же иных следственных действий— допроса на месте или проверки показаний на месте, получения образцов для сравнительного исследования, осмотра и т. п. — для добросовестных их участников, стремящихся содействовать установлению истины, фактор внезапности дезорганизующего влияния на их психические процессы, как правило, не оказывает, да и необходимости в его использовании не возникает. Если же по тактическим соображениям он в данной ситуации используется против лиц, оказывающих противодействие следователю, и может оказать негативное влияние на добросовестных участников расследования, возникает задача нейтрализовать это негативное влияние, приняв необходимые меры, т. е. минимизировать допускаемый тактический риск.
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 890;