Рефлексы растягивания
Глубоко внутри каждой мышцы имеется множество высокоспециализированных мышечных волокон, называемых мышечными веретенцами (см. гл. 1). В отличие от обычных мышечных волокон, они не участвуют в сокращении, а предназначены для вычленения ощущений растяжения. Растяжение мышцы такого типа, которое обычно имеет место в троеборье, стимулирует нервные окончания каждого веретенца. Импульс растяжения посылается к альфа-моторному нейрону, который в свою очередь отсылает импульс обратно к данной мышце, приказывая ей сокращаться. Эта цепочка действий классифицируется как рефлекс растяжения. Одновременно происходят некоторые другие действия, которые важно понять. В то время как данная мышца стимулируется к сокращению, посылается еще один сигнал, в данном случае к антагонистичной мышце, которая получает приказ расслабиться, с тем чтобы не препятствовать сокращению мышцы-протагониста. Это явление называется "взаимной ингибицией". Однако посылается еще и третий сигнал - к вспомогательным мышцам (мышцы, которые помогают выполнению основного движения), принуждающей их помогать мышце-протагонисту сипматическими сокращениям. И, наконец, четвертый импульс отсылается в мозг, он передает информацию о длине данной мышцы, генерируемом усилии и т.д. Этот импульс помогает скоординировать данное движение. Если растяжение мышцы становится слишком большим, и действие вступают рецепторы второго класса - сухожильный орган Голджи.
Укорачивание мышцы при ее сокращении воспринимается этими мельчайшими чувствительными органеллами, находящимися в сухожилиях. Если раздражение сухожильного органа достигает порога или превышает его в результате нагрузки, в спинной мозг посылается импульс, вызывающий ингибицирующее действие на нейроны, контролирующие сокращающуюся мышцу. В результате эти нейроны прерывают сокращение. Одновременно возбуждающий импульс посылается к мышце-антагонисту, заставляя ее сокращаться в противовес протагонисту - это классический пример встроенной защитной системы.
Не будучи неотъемлемой составной частью механизма дезингибиции, веретенца (и соответствующий рефлекс растягивания) могут эффективно использоваться атлетом с пользой для себя. Резкое растягивание мышцы (как, например, при наблюдении рефлекса коленного сухожилия в результате легкого удара "под чашечку"), немедленно вызывает моментальное сокращение с участием множества мышечных волокон. Если растяжение достаточно велико, рефлексорное сокращение может длиться несколько секунд. Это означает, что потребуется значительно меньше волокон, нужных для выполнения движения, если это движение выполняется сразу же после сильного растяжения. В троеборье это явление иллюстрируется следующими примерами:
a. Один-два взрывных вертикальных прыжка непосредственно перед попыткой мертвой тяги обеспечивают вышеописанный эффект. Однако он может быть потерян, если тратится слишком много времени на юстировку хвата. Такой прием обычно эффективен при “нырковои” технике выполнения мертвой тяги.
b. При жиме непосредственно перед взятием штанги можно активизировать данный рефлекс, с силой растягивая грудные мышцы отведением локтей резко к полу (повторяя это движение несколько раз). При этом взятие штанги опять же должно быть быстрым и уверенным. Быстрым должно быть и опускание штанги на грудь с тем, чтобы сохранить и продлить эффект рефлекторного сокращения.
c. К тому же в жиме очень быстрое опускание штанги явится достаточно энергичным моментальным растяжением, активизирующим рефлекторное сокращение. Разумеется, при этом возникает опасность отскока и удара при взятии штанги с козел, а также возможная угроза травмировать ребра, грудину, мускулатуру или соединительные ткани.
d. Довольно трудно использовать рефлекторное сокращение при выполнения приседаний. Однако, пользуясь одним из методов, мне удалось достичь некоторых успехов. Перед конечной фазой опускания скажем за дюйм или два до параллельного положения, резко опуститесь ниже уровня, параллельного полу, и взрывом выйдите из этой позиции.
Резкий переход в нижнее положение представляется достаточным для активизации рефлекторного эффекта. Штангисты используют рефлекс растяжения весьма эффективно при рывке и толчке. Не вызывает сомнения однако то, что это чрезвычайно опасная методика.
Приведенные методы вызывания рефлекса растягивания в некоторых случаях с трудом осваиваются без нарушений в технике исполнения. Однако имеются доказательства, что со временем такое рефлекторное сокращение спортсмен научается вызывать усилием воли. Мне кажется, что фактор научения играет здесь важную роль. Имеются данные, говорящие о том, что максимального привлечения к работе мышечных волокон можно добиться или понижением порога возбуждения тех мышечных волокон, до которых прежде трудно было добраться, или через какой-либо механизм, связанный с нейронным контролем. Эти методы стоят того, чтобы осваивать их на тренировках, но я не склонен рекомендовать их для соревнований до тех пор, пока владение ими не доведено до совершенства.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 784;