Использование слов разных стилистических пластов
Выше уже говорилось, что основу любого текста составляют межстилевые слова. Стилистическая "незаметность" этих слов не мешает им быть выразительными. Недаром А.П. Чехов написал (в письме к Горькому): "Красочность и выразительность в описаниях природы достигаются только простотой, такими простыми фразами, как "зашло солнце", "стало темно", "пошел дождь" и т.д."*. Более того, по тонкому замечанию Д.Н. Шмелева, "различные специфические (необщеупотребительные) элементы языка служат в художественных произведениях обычно лишь "условными сигналами", на фоне которых общеупотребительные языковые средства приобретают нужную для текста "тональность"**. Используя отрывок из рассказа И.А. Бунина "Антоновские яблоки", Д.Н. Шмелев убедительно демонстрирует, как стилистически нейтральные слова окрашиваются в "подсказанные" контекстом экспрессивно-стилистические тона, ср.: "Потом от екатерининской старины перейдешь к романтическим временам, к альманахам, к сентиментально-напыщенным и длинным романам... И замелькают перед глазами любимые старинные слова: скалы и дубравы, бледная луна и одиночество, привидения и призраки, "ероты", розы и лилии, "проказы и резвости младых шалунов, лилейная рука, Людмилы и Алины" (выделенные в бунинском тексте разрядкой слова почти все стилистически нейтральны). Если же иметь в виду газету и практику "обращения" в ней с теми или иными специфическими языковыми средствами, в том числе и со стилистически окрашенными словами, то можно сказать, что сила и выразительность межстилевых слов особенно отчетливо обнаруживается, когда эти слова снова употребляют вместо набивших оскомину штампов.
* Чехов A.П. Собр. соч.: В 12 т. Т. 12. М., 1957. С. 271.
** Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. С. 179.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 821;