Философское понятие общества

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей.

При изучении общества приходится считаться с множеством его описаний и интерпретаций. Существуют самые различные, во многом противоречивые и не совместимые друг с другом теории и модели общества, его структуры, функционирования элементов, особенностей и характера исторического развития. В узком смысле под обществом мо­жет пониматься как определенная группа людей, объе­динившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в ис­торическом развитии какого-либо народа или страны. Например, «общество потребителей», «философское общество»; «античное общество», «рабовладельческое общество»; «советское общество», «западное общество»; «светское общество», «высшее общество». В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материально­го мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимо­действия людей и формы их объединения.

Такой подход наметился уже в античной философии. Например, Демокрит полагал, что люди вначале просто пользовались дарами природы, не отличаясь в этом отношении от животных. Под воздействием нужды и естественных потребностей они развили руки, ум и сообразительность, научились делать и применять орудия труда, строить жилища и шить одежду. Аристотель называл человека общественным существом, политическим. Государство он рассматривал как развитое сообщество, объединение общин, а общину — как развитую семью. В философии Нового времени, в частности у Гоббса, выделялось два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. В естественном состоянии шла непрерывная борьба всех против всех по формуле «человек человеку волк», а сила совпадала с правом. Поскольку такое состояние противоречило естественномустремлению людей к самосохранению, они заключили договор, согласно которому каждый передал часть своих прав госу­дарству, в результате чего возникло гражданское общество.

Гегель в противовес договорной теории рассматривал «граж­данское общество» как сферу экономических отношений, кото­рые он выводил из понятия права.

Маркс считал, что общество не состоит из индивидов, а вы­ражает совокупность тех связей и отношений, в которых инди­виды находятся друг к другу: общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях.

Современная западная социальная философия также рассмат­ривает общество не как совокупность отдельных индивидов, а как совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы.

Одним из теоретических достижений науки XX века можно считать представление об обществе как системе. Под ней понимается все относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Основным системообразующим фактором существования и развития общества выступают деятельность людей и их общественные отношения.

Общество характеризуется открытостью, способностью к саморазвитию и самоорганизации, определенной степенью согласованности своих подсистем. Представляя собой систему, общество способно серьезно изменяться, сохранять в тоже время свою сущность и качественную определенность.








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 3257;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.