Понятие воображения
Воображение- психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение, как и восприятие, память, мышление - познавательный процесс.
Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности:
- осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
- способствует предвосхищению будущего;
- «оживляет» то, что было ранее.
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.
Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.
Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.
С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость.
Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность.
Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.
Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным. которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).
В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной психологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала ее осуществления. Моделирование в воображении желаемого результата с необходимостью предшествует его предметному воплощению посредством конкретных действий и операций.
Воображение входит в состав любой деятельности и является необходимым компонентом творчества. В ходе деятельности процессы воображения выступают в единстве с мышлением. Механизмы воображения актуализируются в условиях неопределенности проблемной ситуации, при дефиците исходной информации, когда имеющиеся данные задачи не полны и с трудом поддаются анализу.
В то же время, воображение может рассматриваться как самостоятельная разновидность психической активности — имагинативная деятельность. Работа воображения выражается:
1) в построении образа цели конечного результата и средств предметной деятельности;
2) в формировании программы поведения в условиях неопределенности проблемной ситуации;
3) в создании образов на основе описания какого-либо объекта или ситуации;
4) в продуцировании образов, которые не программируют, а замещают деятельность.
В случае замещения внешних практических действий, воображение принимает форму особой внутренней деятельности, примером которой служит мечтание – создание образов желаемого будущего. Продукты этой деятельности в рационалистической традиции оцениваются преимущественно негативно, как иллюзорные и уводящие от актуальных проблемных ситуаций; однако они имеют значительную психологическую ценность. Так, образы достижений выступают в качестве мотивирующих факторов, способствующих успешному освоению профессии, новых социальных ролей и форм деятельности. Мечта — это не только фикция, но и необходимое условие преобразования действительности.
Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимущественно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодействие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполнении определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое — делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения.
Существенным представляется вопрос о психологических источниках и факторах имагинативной активности. Определяя воображение как особую психическую реальность, Л.С. Выготскийутверждал, что отдельные элементы наших фантазий всегда имеют эмпирическое происхождение и могут быть обнаружены в повседневном опыте, тогда как сочетания, комбинации этих элементов, их объединения в фантастические ансамбли образов определяются ходом наших внутренних переживаний, прежде всего, неотреагированных эмоций и неудовлетворенных влечений. Иллюзия самопроизвольности и беспричинности в работе воображения возникает в силу того, «что причины, обуславливающие эту работу, лежат глубоко внутри человека и часто остаются не обнаруженными для сознания». Каким бы фантастическим не казалось нам смысловое содержание представления или вымышленного образа, связанная с ним эмоция всегда реальна, так как имеет отношение к действенным факторам нашей внутренней жизни, к ее, преимущественно неосознаваемой, динамике. В этом пункте взгляды Л.С. Выготского максимально сходятся с основополагающими постулатами глубинной психологии.
К.Г.Юнг полагал, что продукция воображения имеет символическое значение и отражает наиболее глубинные уровни и неосознаваемые тенденции душевной жизни. В воображении человеку открываются такие содержания бессознательной сферы психического, которые недоступны для непосредственного самонаблюдения и рационального мышления. С помощью воображения бессознательное («душа» как первичная психическая реальность) общается с Эго (индивидуальным сознанием) на сложном и «темном» языке символов.
Юнг усматривал в воображении первичную и наиболее естественную творческую способность души, ее спонтанную символическую деятельность: «Душа рождает символ, также как почва — цветок». В то же время, он различал пассивное фантазирование и активное воображение. В первом случае имеют место грезы, возникающие независимо от направленности сознания и без активного участия последнего. Активное же воображение является творческим по своей сути и разворачивается как внутренний диалог сознания и бессознательного, их продуктивное сотрудничество, способствующее внутри личностной интеграции. В активном воображении Юнг видел и эффективный метод психотерапии, и особый способ самопознания, дополняющий классическую интроспекцию и направленный на выявление и прояснение скрытых содержаний бессознательного.
Значимыми факторами душевной жизни, тесно связанными с деятельностью воображения, являются эмоциональные состояния и процессы. Воображение связано с эмоциональной сферой двояко. Согласно закону двойного выражения эмоций, с одной стороны, эмоции разрешаются в воображаемых ситуациях, т.е. воображение обеспечивает эмоциональную разрядку, отреагирование (еще 3. Фрейд отмечал что для невротичной личности уход в фантазирование — это способ минимизировать внутреннее интрапсихическое напряжение, возникающее в моменты фрустрации); с другой стороны, процессы воображения способны усиливать аффективные процессы и влиять на характер и интенсивность эмоциональной оценки ситуации, причем это влияние может быть как дестабилизирующим (усиление негативных аффектов, например, страха), так и стабилизирующим (примером может служить использование ресурсов воображения в аутотренинге и других релаксационных и имагинативных техниках психотерапии).
Основное назначение воображения Л.С. Выготский усматривал в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения:
1) познавательную;
2) эмоциональную;
3) воспитательную или формирующую.
Первая связана с необходимостью при помощи воображения представлять, и таким способом, делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в освоении индивидом новых для него форм коллективного опыта человечества: так в школьные годы с опорой на ресурсы воображения изучаются физика, химия, астрономия, история и др. науки, обеспечивающие не доступные для чувственного познания сведенья о мире.
Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия обеспечивает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, которые, в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для наших потребностей и стремлений: в сказке, игре и вымысле, как ребенок, так и взрослый находят бесконечный источник переживаний. С данной функцией связан описанный в психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и социально приемлемая реализация не осуществившихся в повседневной жизни возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в такой имагинативной деятельности, как искусство.
Наконец, третья функция проясняется, когда мы раскрываем психологическое значение игры для развития ребенка. Именно с игровой деятельностью связывал Выготский работу воображения в детском возрасте: игра есть фантазия в действии, а фантазия — заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как спонтанной имагинативной активности — это «организация повседневного поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, поступкам и решениям. Наряду с перечисленными необходимо выделить также антиципирующую функцию: как уже отмечалось, человек способен в воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих действий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представлять конечный результат осуществляемой деятельности.
В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобальных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззрения. Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого интегрального образования, как «картина мира».
Эффективное использование имагинативных техник (в частности, техник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как имаготерапия, психосинтез, символдрама, позволяет говорить о регуляторной функции воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять функциональными состояниями собственного организма и психики, регулировать течение эмоционально-волевых процессов, минимизировать негативное воздействие стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуляции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной (сниженной) мотивации.
В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три основных вида воображения:
1) воображение репродуктивное (воссоздающее);
2) воображение продуктивное (творческое);
3) воображение антиципирующее (предвосхищающее).
1.Воссоздающее воображение выражается в построении образа объекта или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо другого условного обозначения. В данном случае некий исходный материал дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изначально заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.
2.Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной новизной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впечатлений из его прошлого опыта.
Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Т. Рибо выделил две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь, ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.
Синтез образов и представлений в процессе воображения осуществляется различными способами. Наиболее специфичные среди них:
· агглютинация — элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр);
· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);
· заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);
· схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;
· типизация — выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.
3.Специфическую разновидность представляет антиципирующее (предвосхищающее) воображение, лежащее в основе способности человека прогнозировать возможное будущее. Эта форма тесно связана с мыслительной деятельностью, которая выражается в установлении каузальных (причинно-следственных) связей между актуальными событиями и их вероятными исходами. Само слово «предвиденье» обозначает способность «увидеть» мысленным взором то, что еще не совершилось, что только предстоит. Ф. Лерш полагал, что реализация этой «прометеевской» функции воображения непосредственно зависит от жизненной перспективы: чем моложе человек, тем в большей степени его воображение ориентировано на будущие события, тогда как люди преклонного возраста скорее склонны мысленно возвращаться к событиям своего прошлого. Длительное время считалось, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход — воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абстрактных элементов. Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в рациональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением может служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование которому дал уже Галилей. Благодаря продуктивной работе воображения Галилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободному перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бесконечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения об инерциальном движении. В данном пункте научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллюзий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не случайно выдающийся физик Э. Резерфорд усматривал предпосылки прогресса научного знания в соединении фантазии и эксперимента.
Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.
Пример практического задания для диагностики (вооброжение)
Тест «Особенности творческого воображения»
Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.
Ход задачи. Студенты прослушивают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг...»
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.
В качестве критерия оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Задача 2. Проследить особенности творческого воображения. Ход задачи. Студенты записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить связанный рассказ, используя все данные слова.
Оценка рассказов по критериям предыдущей задачи.
Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения. Ход задачи. Студентам предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 3877;