Психологическая наука и ее методология
Психология: наука и практика
Научно-психологическое знание имеет длительную предысторию накопления суждений мудрецов и ученых древности и средневековья. Слово психология ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф (1679—1754). Оно представляет собой слияние двух греческих слов «псюхе» — душа и «логос» — учение, т. е. дословно — наука о душе. Но возникновение научной психологии связывается обычно с 1879 годом — годом создания в Лейпциге В. Вундтом (1832—1920) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории.
Психологией называют реальность — саму психику, психическую деятельность, особенности психики человека, но чаще — саму науку (это корректнее) и ее положения о психических реальностях (в этом смысле говорят: «психология человека», «психологические особенности поведения», «психологическая характеристика ситуации» и пр.). Среди населения бытуют суждения по вопросам психологии, представляющие собой субъективные понимания их, и обычно очень неточные, поверхностные, нередко ошибочные — эта область психологического знания относится к обыденной психологии.
В последнее время на глубокое проникновение в психологию человека претендуют представители оккультного знания — астрологи, хироманты, предсказатели, колдуны и пр. Они не располагают никакими научными доказательствами достоверности своего знания, ссылаясь только на свою индивидуальность: интуицию, «дар свыше», наследственность и т.п. Это квази (как бы) психология.
В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры» просматривается и психологическая струя «поп-психологии» — «упрощенной психологии», психологии для массового читателя, воплощающейся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и пр. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. Большинство же — не более чем житейские рассуждения, подкрепляемые «для научности» упоминанием имен видных психологов и эпизодическими ссылками на серьезные психологические публикации.
Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок (рис. 2.1, П — психология).
Методологи и теоретики науковедения, отмечая место психологии в системе наук, ставят ее где-то в центре, подчеркивая ее роль в целостном познании мира и взаимосвязи с многими научными дисциплинами. Она нужна людям современного общества, а потребности практики, как известно, развивают науку быстрее, чем тысячи университетов. Психология имеет широкую и долговременную перспективу своего научного развития и практического применения.
Основные научные направления в мировой психологии
Психологическая наука в последнее столетие получила мировое признание и распространение. При наличии многих общих теоретических и прикладных подходов ученых разных стран имеются и своеобразные научные направления, отличия которых в основном связаны с выделением каких-то сторон психической деятельности в качестве основных, фундаментальных, с помощью которых объясняются и решаются все частные психологические вопросы.
Бихевиоризм*(поведенческая психология) возник в 1912 г. в результате работ Д.Б. Уотсона (1878—1958), в которых была объявлена необходимость построения научной психологии исключительно на данных объективного метода. Но объективно можно регистрировать только то, что действует на человека, и то, что проявляется в ответ в его поведении, т. е. по формуле «стимул—реакция». Суждения о том, что происходит во внутреннем мире, были объявлены ненаучными, т. е. бихевиоризм в сущности отказался от изучения психической деятельности, стая «психологией без психики». Бихевиористские исследования велись в направлении поиска стимулов, которые вызывают нужную реакцию. В логическом соответствии с теорией и практикой прагматизма были признаны полезными все стимулы, которые приводят к успеху. Позднее последователями бихевиоризма была введена категория «промежуточных переменных» и вставлена в середину приведенной выше традиционной формулы.
* От англ. behavior — поведение.
Бихевиоризм дал почву для развития механистичных подходов в практике обучения и воспитания, породил практику психологического манипулирования людьми, в том числе в политических и идеологических целях, но остается распространенным в американской психологии.
Глубинная психология (фрейдизм, неофрейдизм, психоанализ) придает решающий характер глубинным, прежде всего бессознательным явлениям в психической жизни человека. Последняя сравнивается с айсбергом, девять десятых которого находится под водой (подсознание), а одна десятая (сознание) — над водой. Основы глубинной психологии были заложены австрийским психиатром 3. Фрейдом (1856—1939), придававшим решающее значение агрессивным и сексуальным подсознательным влечениям, энергии последних («либидо»), инстинктам жизни и смерти. Последователи его учения, шокированные таким низменным, животным пониманием человеческой сущности, пытались придать решающее значение иным влечениям: чувству неполноценности и потребности компенсировать его, «коллективному бессознательному» (мифологии, религиозной символике, искусству, передаваемому по наследству), чувству одиночества и др.
Заслуга глубинной психологии в том, что она дополнила понимание психологии человека существованием в ней подсознательного и бессознательного и исследованиями его взаимодействия с сознанием. Фрейдом был вскрыт феномен психологической защиты. Испытывающий психологические трудности (неспособность справиться с ними, колебания, тревогу, длительное подавление, сдерживание желаний, тоску, неуверенность, горе и пр.) человек использует психологические защитные механизмы: вытеснение (непроизвольное удаление из сознания остро неприятного, тревожащего), подавление, рационализацию (использование примитивных самооправданий, самообман), противодействие (замена тревожащего желания другим и удовлетворение его), замещение (срыв, разрядка своего переживания агрессией против чего-то или кого-то) и др. Психоанализ (метод изучения и устранения причин невротизма — нервно-психических расстройств, связанных с подсознанием) способствовал распространению в разных странах института психологической помощи (основанной на нем). Однако представление человека как постоянно, неразрешимо, внутренне противоречивого, мучающегося, страдающего, постоянно подавляющего свои животные инстинкты под влиянием необходимости соблюдения социальных норм, противоречащих, по мнению Фрейда, его внутренней сущности, а поэтому подверженного невротическим заболеваниям, в большей степени отвечает подходам психиатрии*, чем господствующим в других научных течениях данным и положениям. Фрейдизм сыграл отрицательную роль в распространении сексуальной распущенности, якобы снимающей основные психологические проблемы жизни человека.
* От греч. psyche — душа и iatreia — лечение. Психиатрия — медицинская дисциплина, изучающая сущность, причины психических болезней и способы их лечения, предупреждения, оказания медико-психологической помощи больным. Она в чем-то близка психологии, но это принципиально иная система научных знаний и действий. Психология имеет дело с нормальной психикой, психиатрия — с больной. Психология занимается людьми в процессе их жизни и труда, психиатрия имеет дело с больницей, клиникой. Психология использует в практике работы с людьми методы формирования, развития, регуляции, а психиатрия занимается лечением, использованием медицинских средств и методов. Психологи — по существу социальные работники, психиатры - медики, врачи.
Глубинная психология пользуется популярностью во многих странах Старого и Нового света.
Когнитивная*(«понимающая») психология сложилась на рубеже 60-х годов как реакция на бихевиористские и фрейдистские увлечения. Это научное течение характерно исследованием знаний человека, его мышления, образных и вербальных** компонентов, познавательных процессов, понимания человеком окружающего мира и приданием им решающей роли. Когнитивный подход считает приоритетными влияния интеллекта, мышления на побуждения, эмоции и поведение человека. Типичны для него такие утверждения: как человек думает — так и относится, чувствует, делает; свое понимание ситуации человеком более важно, чем ее объективные особенности; неправильное поведение порождается неправильным мышлением.
* От лат. cognito — мыслю.
** От лат. verbalis — словесный; Вербальные компоненты — словесные компоненты психической деятельности, использование в ней слов, понятий, объяснений, рассуждений, построенных на их основе знаний.
Важные и интересные исследования познавательной сферы психической жизни человека обнаруживают у когнитивистов определенную односторонность, недооценку ее системности, включающей в себя и другие сферы.
Гуманистическая психология возникла и развивалась за рубежом во второй половине XX в. преимущественно в исследованиях А. Маслоу (1908—1970), К.Р. Роджерса (р. 1902), Э. Фромма (1900—1980), В. Франкла (р. 1905). В противовес фрейдизму, видящему в человеке страдающее и болезненное существо, представители этого направления оптимистично оценивают возможности человека и разрабатывают психологические пути достижения каждым вершин человеческого развития, уважения и самоуважения, достоинства, престижа, успеха путем постижения смысла жизни, раскрытия и реализации собственных возможностей (самореализации). Люди способны сами определять свою судьбу (самоопределяться), утверждаться в жизни, занимать в ней достойное место (самоутверждаться). Решающая роль в этом принадлежит высокоразвитым потребностям и мотивам.
Гуманистическая психология получила широкое признание своей оптимистичностью, адресованностью каждому человеку, реалистичностью и разумностью подхода к жизни и раскрытием личных возможностей достижения жизненного успеха.
Трансперсональная психология — также продукт научно-психологических поисков последних десятилетий XX в. Ее подход заключается в рассмотрении психологии человека в глобальном масштабе как связанной со всем человечеством, космосом, Вселенной и несущей в себе, преимущественно на уровне бессознательного, продукты их влияний. Связи психики индивида с историей и уровнем развития человеческой цивилизации прослеживались в психологической науке давно. Поэтому основной новацией в трансперсональной психологии последнего времени стали выходы на космический уровень, хотя еще в философских работах Г. Гегеля (1770—1831) вынашивалась идея абсолютного духа, частица которого воплощена в каждом человеке.
Это направление признает, что конкретные космические зависимости пока непостижимы, но прослеживается нечто общее в функционировании тела и психики человека с законами всего материального мира. Это обнаруживается в генетическом коде человека, возникновении и развитии его зародыша, существовании ауры, энергетического и волнового излучения тела и мозга, бессознательной передаче желаний и установок собеседниками, трансперсональных переживаниях и видениях, не связанных с опытом человека, поступков, не объяснимых с позиций традиционной психологии,и др.
Однако во всех этих умозаключениях много от воображения, мало доказанного научными методами, возможно, и поспешного желания объяснить то сложное, что достоверно и обоснованно еще не объяснено.
К. К. Платонов в своей «Занимательной психологии» приводит показательный пример. Один из знакомых горячо убеждал его, что владеет передачей мыслей на расстоянии и предлагал доказать это на примере своей жены. Пошли к нему домой. Жена сидит у телевизора и смотрит передачу. Поздоровались, сели сзади. Муж, уставившись в затылок жены, стал мысленно передавать команду «Повернись ко мне!», «Повернись!», «Повернись!». Через некоторое время жена действительно обернулась и спрашивает: «Саша, ты чего сопишь?».
Часто так и бывает: когда что-то не улавливается в действительных причинах и влияниях, ищут их в надуманных.
Трансперсональная психология привлекла к себе внимание многих малообразованных людей и своим появлением невольно способствовала активизации фантазии и мистики среди населения и работников искусств, что нашло частично отражение в обилии появившихся на экранах телевизоров и кинотеатров мистических фильмов и фильмов ужасов.
Отечественная психологическая наука, начиная с работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова, всегда отличалась стремлением к объективному подходу, стремясь вместе с тем к глубокому проникновению в психологию человека. Гуманизм в традициях отечественной культуры и науки стал особенно выраженным на рубеже XX в. и нашел отражение в психологии. С возникновением социалистической системы психологическая наука продолжала без подыгрываний политической конъюнктуре, как это и должна делать любая наука, стремящаяся к истине, развивать идеи уважения, внимания к человеку, справедливого, научно корректного подхода к нему, что в 30-е годы вошло в противоречие со сталинским курсом, и ее исследования были свернуты на целых 30 лет. Лишь с середины 50-х годов они были возобновлены. Выдающуюся роль в становлении современного уровня отечественной психологии сыграли работы М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, АН. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.С. Кузьмина, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Климова и др.
Можно утверждать, что отечественная психологическая наука является заметным и самостоятельным течением в мировом психологическом движении. Она отличается хорошо разработанной методологией, своей системной научной парадигмой*, большим, чем в других течениях, концептуальным единством, экспериментальной основательностью. В ней есть много общего с гуманистической и когнитивной психологией, характерно повышенное внимание к проблемам развития, становления личности, сознания, мотивации, познания, психологии общественной жизни и ее влияний.
* От греч. paradeigma — пример, образец. Понятие введено в науковедение американским ученым Т. Куном. Понимается как система феноменов, выделяемых и изучаемых данной наукой, основных теорий, положений, методов, научных категорий и понятий, выступающих ее основой (образцом, примером для проведения исследований).
Предмет и методология психологической науки
Человек является объектом исследования многих наук — философии, социологии, антропологии, этнографии, физиологии, медицины, педагогики, психологии и др. Он многогранен, многокачествен, и одна наука не в состоянии познать его. Поэтому, изучая человека, каждая из человековедческих наук делает это избирательно, со своих позиций, под особым углом зрения и вычленяет интересующую ее грань, качественную особенность, носящую названиепредмета ее исследования. Психологическая наука специально и избирательно изучает только психологические особенности человека. Поскольку психика лишь одно из свойств, то и наука о ней в своих исследованиях учитывает данные других наук, опирается на них и в свою очередь питает их своими данными.
Методология* — учение о принципах построения, формах и способах познания. В методологии воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Всякая система знания научна настолько, насколько прочен ее методологический фундамент. Самые грубые ошибки, причем часто незамечаемые, происходят из-за нечеткости методологических позиций человека, исследующего и использующего психологические знания. Опора на методологию определяет стратегию познания, позиции исследователя, открывает принципиально верные пути выхода из любых умственных и практических тупиков, позволяет разобраться в сложных жизненных коллизиях, «вихрях» и «водоворотах» человеческих страстей и поступков.
* Методология (от греч. methodos - дорога, путь, теория, учение) - теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем. Теоретически выделяют четыре уровня методологии: 1) философской методологии (материализм, общая теория познания, диалектика и др.); 2) общенаучной методологии (требования объективности, достоверности, общая теория систем и др.); 3) методологии конкретной науки; 4) методов и техник исследования конкретной науки.
Методологические принципы психологической науки — основа основ исследования и понимания главных особенностей ее предмета — сущности психики и психической деятельности. Различают принципы общенаучные, принципы данной науки и частные. Общенаучные сконцентрировали в себе весь исторический опыт познания человечеством различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках. Принципы отдельных наук базируются на общенаучных принципах, обычно конкретизируют и дополняют их с учетом особенностей предмета данной науки и его познания. Такими являются и приводимые ниже принципы психологии.
Принцип* причинности (детерминизма, каузальности) как общенаучный принцип отражает факт существования в мире явлений, одни из которых являются причиной других. Беспричинных явлений не бывает и в психике человека. Чтобы понять в ней что-то, надо найти причины. Установление причин есть вместе с тем важнейшее условие успеха в разработке конструктивных предложений и воздействий на психику. «Бить» по следствиям, не поняв причин, — значит ничего не добиться.
* От греч. principum - начало, основа. Не следует воспринимать принципы как придуманные кем-то, устаревшие догмы, нечто навязываемое человеку вопреки его воле. В основе их лежат свойства и закономерности, объективно присущие познаваемой реальности и закономерности познания их. Поэтому они производны от реальностей познаваемой действительности и воплощают в себе в сжатом, рекомендательном виде уроки опыта познания ее для передачи другим поколениям исследователей.
Принцип причинности в психологии выражается прежде всего в признании того, чтопсихическое — особая форма движения материи, объективная реальность, функция особым образом организованного куска материи — мозга. Психика, ее явления и закономерности невидимы, но они существуют и обнаруживают себя в индивидуальных особенностях, решениях, действиях, поступках и отношениях людей и не исчезают, не прекращают своего влияния на них, хочет этого кто-то или нет,
Сущность, качественное своеобразие психики как специфического свойства мозга выражаются всвойстве психического отражения, свойстве удваивать окружающий человека мир, представлять материальный мир в идеальной, субъективной форме — в виде ощущений, образов, чувств, мыслей, побуждений и других психических явлений. Поэтому говорят: психика — субъективный образ объективного мира.
Это свойство кажется необъяснимым чудом, но тем не менее в материальном мире есть предпосылки его возникновения, закономерности и механизмы, схожие с этим свойством. Речь идет о взаимодействии — объективно существующей форме связи, взаимном влиянии друг на друга объектов и явлений любой природы. Так, удар топора по дереву оставляет на нем зарубку — след, форма и размеры которого соответствуют особенностям топора и силы удара, т. е. физически «отражают», «моделируют» особенности воздействия. Поднесение магнита к листу бумаги, на котором рассыпаны металлические опилки, приведет их в движение и они расположатся так, как проходят невидимые до этого, но реально существующие магнитные силовые линии. Если приближать и удалять магнит, менять положение его полюсов относительно бумаги, то положение опилок будет меняться. То же происходит всегда и везде в материальном мире — в результате взаимодействия объекты и явления как-то меняют друг друга (кстати, и топор в приведенном выше примере не только оставляет зарубку на дереве, но меняется и сам: нагревается, немного тупится, а магнит чуть-чуть размагничивается). Характер изменений каждый раз зависит и от особенностей воздействующего объекта, явления, а также от собственных особенностей подвергающегося воздействию объекта, его свойства «отражать», «моделировать» воздействие в изменениях своего состояния (так, удар топором по воде произведет другой эффект, чем при ударе по дереву).
Схоже проявляется все это и у человека. Его ощущения, образы и прочее — следствие воздействия на органы чувств и мозг объектов и явлений окружающей действительности. В мозгу и психике происходят изменения, причиненные этими воздействиями. Форма же, вид изменений зависят и от особенностей воздействий, и от свойств подвергающегося воздействию объекта — мозга, в частности, от свойства психического отражения.
Было бы упрощением идентифицировать психическое отражение с физическим, химическим, магнитным и иным. Оно возникло на основе всеобщей закономерности взаимодействия в мире, но получило развитие, приобрело качественное своеобразие, стало высшей формой проявлений их.
Прежде всего это проявляется в том, что психическое отражение — не зеркальное отображение окружающего, не механическая, прямолинейная связь причины и следствия. Если бы было иначе, то не надо было бы учиться, думать: мы сразу же все понимали бы, только взглянув. Психическое отражение — всегда процесс и результат активного внутреннего моделирования действительности человеком, стремления и усилий по построению мысленного образа максимально адекватного ей, психического «уподобления» его объективной реальности с использованием имеющихся психических средств — качеств, процессов, знаний, представлений, слов и др. В динамике психического отражения происходит постепенное приближение субъективного образа к реальности и его элементам (объектам, явлениям), последняя все глубже и точнее отражается в образе. Но любая модель, даже самая лучшая, остается лишь моделью, а не самим объектом, лишь в чем-то похожа на него, но всегда не тождественна ему, всегда беднее и не исчерпывает всех его свойств и особенностей.
Внешние причины действуют через внутренние ycлoвuя* (рис. 2.2) — такова одна из важнейших закономерностей психической деятельности. На то, что и как отражает в своей психике данный индивид, существенно влияют его собственные, индивидуальные психологические особенности, которые и выступают внутренними психологическими условиями. Именно последние и ответственны за то, что одинаковые внешние воздействия вызывают у разных людей не идентичные психологические ответы (понимание, реакции), а правильность понимания окружающего данным человеком зависит от того, каковы эти условия (его качества, способности, мотивы, установки, знания, умения, навыки, привычки и пр.), образно говоря, от того, «что у него за душой». Поэтому психическое отражение — всегда индивидуализированный субъективный образ объективного мира. Диапазон этой индивидуализации огромен. Обогащая себя духовным богатством человечества, знаниями, опытом, развивая свои способности, человек получает возможность все правильнее понимать мир и достигать успеха в жизни. Таким образом, психологические причины понимания и поступков человека находятся в самом человеке и вне его.
* Рубинштейн С.Д. Бытие и сознание. — М., 1957. — С. 253; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1987.
Принцип взаимосвязи и взаимодействия констатирует факт существования изучаемых психологических явлений среди других, с которыми они связаны и взаимно влияют друг на друга. В психике человека взаимодействия особенно богаты, что объясняет и сложности ее познания. Недопустимо изучать и оценивать что-то в психике изолированно, атомарно, в отрыве от других явлений.
Принцип системности развивает предыдущий и противостоит функционализму — упрощенному схематическому представлению о психической деятельности как складывающейся из отдельных, не зависимых друг от друга локальных психических актов. Психика — самая сложная из известных человечеству систем. Ее деятельность и проявления системно обусловлены.
Система* — совокупность множества элементов, находящихся в тесных, разнообразных и устойчивых взаимоотношениях, и функционирующая как единое целое. В мире есть системы неорганической природы и живые, технические и социальные, материальные и абстрактные (система языка, системы знания и т.п.). Как и всякая система психика человека обладает системными свойствами. Эти свойства, возникнув интегрально из взаимодействия элементов системы, приобретают системообразующее влияние, т. е. придают функционированию психики целостность, сказываясь на каждом из ее элементов. Всякий элемент психики — мысль, образ, цель и прочее — функционирует зависимо, во взаимодействии с другими и подчиняясь законам целостной системы психики, задаче, решаемой в данный момент человеком. Части — только у трупа (сказано мрачновато, но по существу верно). Центр речи, находящийся в мозгу, если он вырезан из него — он всего лишь кусок мозгового вещества.
* Система — от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение.
В поступках обнаруживаются не отдельные качества (например, неуравновешенность, настойчивость, лень и др.), а система внутреннего мира человека, санкционирующего те или иные проявления во вне и регулирующего их. Никакой поступок нельзя понять вне системы жизнедеятельности человека — «цепочки» жизненных актов, объединенных определенной линией поведения в жизни, образом жизни. Алкоголизм, например, — не какой-то отдельный порок организма. Это особый образ жизни алкоголика, особая система жизненных ценностей, особый взгляд на мир, это алкогольное мировоззрение, алкогольная психология. Алкоголизм не излечим только медицинскими средствами — уколами или пилюлями, так как надо изменить психологию алкоголика, вырвать его «алкогольную душу». Научиться психологически влиять на человека — значит научиться влиять на его психику как систему, научиться оказывать не разовые, а комплексные и системные влияния.
Принцип развития выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека и в каждом психологическом акте. Человеческая психика, могучие возможности сознания были бы чудом, если бы возникли на пустом месте. Но они были подготовлены длительной эволюцией животного мира на Земле. Если равномерно описать историю развития жизни на Земле в трех томах по 1000 страниц в каждом, то первое упоминание о человеке появилось бы только на середине 999 страницы третьего тома. Все остальное — предыстория возникновения человеческой психики. С появлением более высокоорганизованных живых существ появлялась и более совершенная психика, создавая все более благоприятные предпосылки для возникновения психики человека. Особенно развита психика у собак, дельфинов и обезьян, обладающих восприятием, памятью, вниманием, примитивным мышлением и задатками речи. Даже у ворон насчитывается до 70 звуков-сигналов, понимаемых стаей.
Развитие каждого индивида начинается с клетки. За девять месяцев в чреве матери зародыш анатомически и физиологически повторяет весь путь эволюции от клетки до готового к появлению на свет человека. Доказано также, что в своем прижизненном развитии (онтогенезе) ребенок проходит психологическую эволюцию, во многом повторяющую, но в миллионы раз ускоренную, историю развития психологии человека от питекантропа до Homo sapiens. Результаты прижизненного психологического развития каждого человека, однако, далеко не однозначны, индивидуализированы и в решающей степени обусловлены обстоятельствами истории его жизни и его собственной активности.
Изучая и оценивая психологию конкретного человека в какой-то момент его жизни, нельзя подходить к ней как к чему-то неизменному, застывшему. Сегодняшняя реальность ее, особенности — лишь срез на пути непрерывных жизненных изменений с тенденциями, идущими из прошлого к будущему. Важно понять их, найти при необходимости способы их изменений.
Принцип развития — основа научного и практического оптимизма, веры каждого, особенно молодого, человека в возможность саморазвития, осуществления желания стать таким человеком, как хочется, а также в оказании помощи другим.
Принцип взаимосвязи психики и деятельности констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность — реальность, проявление и продукт психической жизни человека, активности цели, мотива, способа действий, обеспечивающих достижение определенного результата. Это внешневнутреннее явление, вид целенаправленной психологической активности и ее взаимодействия с окружающей действительностью. Во внешне проявляющихся действиях, поступках, реакциях, движениях совершаются и одновременно обнаруживаются особенности психической деятельности человека. Они выносятся наружу (экстериоризируются) и запечатлеваются в продуктах, результатах проявляемой поведенческой активности, делаясь видимыми и анализируемыми. Для специалиста, владеющего психологическим анализом, эти продукты, результаты говорят о многом и позволяют понять многие психологические особенности человека.
Деятельность не только выявляет психологию человека, но позволяет ему и лучше познавать мир. Оперирование и взаимодействие с различными объектами и явлениями окружающего мира раскрывает перед человеком новое в них — то, что недоступно при пассивном созерцании. Например, свойства горючести или хрупкости объектов обнаруживаются только при их поджигании и разбивании.
Важно также, что в активности, деятельности психология человека не только проявляется, но и изменяется, развивается. Систематическая активность и напряжение внимания, памяти, мышления, воли способствуют их развитию у человека.
К. Маркс писал:
Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы, воздействуя п о-средством этого движения на внешнюю природу, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он пробуждает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти*.
* Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., т. 23. — С. 188—189.
Что и как человек делает, так он и развивается. Каждый человек взращивает и пожинает плоды своей активности в предшествующие годы и осуществляемой сейчас. Они проявляются в сформировавшихся особенностях психики, поведения, образа жизни, успехах человека. Подробно об этом см. гл. 4.
Принцип социальной обусловленности психики человека выражает сущностные признаки ее качественного своеобразия, развития, функционирования и проявления, коренным образом отличающие ее от психики животных. Общественные факторы (воздействия других людей, общение, речь, совместная деятельность, социальные нормы поведения, культура, общественно-экономические условия и др.) выступают как наиболее сильные, многочисленные и постоянно действующие факторы, детерминирующие психическое отражение, развитие и поведение каждого человека. Психические явления, возникающие под их влиянием, выступают, как правило, системообразующими и доминирующими в психической деятельности. Однако их сила и степень влияния в психике конкретного человека индивидуальны, обусловлены спецификой его прижизненного развития.
Методы психологического исследования
Общенаучныйпринцип объективности обязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии с психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на суждения о психике пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и низкой подготовленности того (или тех), кто проводит исследования, пытается дать объяснения психологическим явлениям и принять психологическое решение.
Житейскими мнениями о психике обладают все люди, даже прожившие всего 12—20 лет. Если бы этот букет субъективных и безапелляционных суждений и оценок был бы верен, зачет по «Психологии» как учебной дисциплине можно было бы ставить сразу. Множество лжи и дилетантства у расплодившихся в последнее время представителей оккультных «наук», колдунов, шаманов, предсказателей и др. Между тем, научность есть только там и тогда, где и когда имеются объективно зафиксированные факты, статистика, подтверждающая доверие к ним, эксперимент, доступный для повторения другими, многократная перепроверка, выводы об объективных закономерностях, не выходящие за пределы того, о чем действительно свидетельствует собранный фактический материал.
Психологическая наука — экспериментально строгая наука, отвечающая всем требованиям объективного научного знания, а поэтому только ее выводы и рекомендации заслуживают доверия. Она располагает системой методов исследования (рис. 2.3), позволяющих с высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета своего исследования. Наиболее полно они применяются в специальных научных исследованиях, но значительная часть их доступна образованному человеку.
По названию часть методов психологии совпадает с методами других наук (например, педагогики, социологии), но специфика исследования психики определяет специфику их применения — содержание, методику, технику, способы и приемы.
Методика исследования (изучения определенной психологической проблемы) — это способы и приемы конкретизации и реализации методов, их комплексирования, последовательности применения в соответствии со спецификой задач, предмета исследования и требованиями к научной достоверности получаемых результатов.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1049;