Предмет, объекты и основные задачи психолингвистической экспертизы
Предмет судебных экспертиз — фактические данные, обстоятельства, имеющие значение для дела, устанавливаемые на основе применения специальных познаний экспертов. Предмет экспертизы того или иного рода (вида) определяется предметом соответствующей науки, используемой в качестве базовой в экспертном исследовании. Предмет же конкретной экспертизы задается непосредственно следователем "или судом через постановку перед экспертом конкретных вопросов, подлежащих разрешению на основе исследования объектов экспертизы, посредством применения специальных познаний эксперта.
В связи с таким разграничением целесообразно различать два понятия: предмет отдельного класса, рода, вида или разновидности судебных экспертиз и предмет конкретной единичной экспертизы или отдельного экспертного исследования.
Судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы в общей классификации экспертных наук относятся к одному классу и рассматриваются в качестве пограничных родовых экспертных дисциплин22. Это определено единой направленностью указанных наук на исследование особенностей психического функционирования человека. На том же основании к данному классу может быть причислена и КСППЭ, производная от родовых базовых экспертиз. Поэтому предметом класса (подкласса) всех трех экспертиз — является установление влияния особенностей психического состояния и личности на качество отражения и регуляции поведения лица (подэкспертного) в интересующий следователя (суд) момент.
На родовом уровне обобщенности предметы судебно-психиатрической, судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз существенно конкретизируются.
Специфику предмета судебно-психиатрической экспертизы образуют устанавливаемые в экспертном исследовании фактические данные о патологических отклонениях в психическом функционировании лица (подэкспертного) л выяснение их влияния на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свои действия, прежде всего — инкриминируемые ему деяния. Вместе с тем эта экспертиза располагает возможностью определять психическую норму, отличать ее неболезненные акцентуированные варианты от патологических пограничных расстройств психики, оценивать, хотя и в ограниченных пределах, влияние на отражение и психическую регуляцию некоторых дополнительных неболезненных факторов: возрастного (детская психиатрия), ситуационного и др.
Специфику предмета судебно-психологической экспертизы составляют фактические данные о результатах влияния на психическое отражение окружающего, рефлексию и регуляцию своего поведения подэкспертным непатологических психических факторов: возрастного, ситуационного, эмоционального, личностного. Вместе с тем судебно-психологическая экспертиза может диагностировать и оценивать воздействие некоторых психопатологических причин (патопсихология).
Специфику предмета КСППЭ образует направленность экспертного исследования на установление эффекта (результата) взаимодействия болезненных (психопатологических) и неболезненных (возрастного, ситуационного, эмоционального, личностного) психических факторов и определение на основе учета этого системного качества наиболее точной и полной меры их влияния на характер психического отражения, рефлексии и регуляции поведения данного лица (подэкспертного) в интересующий следователя (суд) период.[20]
Как видно из сказанного, предмет КСППЭ не только частично включает в себя содержание предметов родовых базовых экспертиз, но и существенно отличается от них возможностью исследования системных качеств психики, что значительно повышает полноту, надежность и точность экспертных выводов. Особенно остро такая необходимость возникает при экспертизе лиц с пограничной психической патологией, не исключающей вменяемости. В этих случаях взаимодействие психопатологических и указанных психологических факторов наиболее заметно влияет на характер психического отражения окружающего, на особенности рефлексии и регуляции поведения лица (подэкспертного).
Вопрос о взаимодействии психологических (возрастных, эмоциональных, личностных) неболезненных факторов и психопатологических причин может встать и в некоторых случаях клинической психической нормы, крайних, «пограничных» вариантов практического психического здоровья. Это те лица, которые перенесли ряд неблагоприятных социально-психологических воздействий и биологических, чаще органических вредностей или (и) транзиторных быстро проходящих психопатологических состояний (заболеваний), завершившихся клиническим выздоровлением. Сюда же могут быть отнесены лица, изначально принадлежавшие к субъектам с крайними, «пограничными» вариантами психического здоровья. Проявления своеобразного психического строя или (и) последствия перенесенных вредностей (заболеваний) у этих лиц, как правило, существуют на субклиническом уровне в виде нерезкой личностной дисгармонии, неглубокой астении, единичных невротических симптомов, отдельных остаточных признаков имевшей ранее место органической патологии и др. Они обнаруживают себя преимущественно при психическом перенапряжении, в психотравмирующих и экстремальных ситуациях, а при обычном состоянии субъекта являются достаточно компенсированными, в целом укладывающимися в крайние варианты индивидуально нормального психического функционирования. Примером могут служить конституциональные акцентуации характера или нажитая повышенная тревожность с особой чувствительностью к некоторым ситуационным влияниям после невротической реакции, невроза или острого реактивного состояния.
Установление отличий таких индивидуально нормальных пограничных психических состояний и доклинических психических расстройств от клинически очерченных пограничных психопатологических проявлений остается наиболее трудным для психиатра, так как в психическом более тонко, чем в биологическом и физиологическом, отражается индивидуальное, особенное в человеке. Существенную помощь в этом ему (психиатру) может оказать медицинский психолог, вооруженный возможностью углубленно анализировать отдельные психические функции, располагающий соответствующими научными нормативами. Вообще точная квалификация не нарушающей психического здоровья меры нормального и патологического в психическом функционировании — в принципе комплексная задача, требующая кооперирования усилий экспертов-психиатров и экспертов-психологов.
КСППЭ необходима также для надежной оценки результатов влияния возрастного, эмоционального и личностного факторов на психическое отражение и регуляцию у лиц с «пограничными» вариантами психического здоровья, так как вопрос о системном взаимодействии предпатологического фона и перечисленных психологических причин остается актуальным и в этих случаях. Нажитая или врожденная хрупкость компенсаторных психических образований у таких лиц, лишающая их пластичной приспособляемости к социальной среде, может в ряде ситуаций значительно утяжелять результаты неблагоприятных психических, в первую очередь отрицательных эмоциональных влияний, определять особую их избирательность, способствовать парадоксальности и кумулятивности (суммарности) действия. Это заметно сказывается на характере психической регуляции и возможностях психического отражения у данного контингента обвиняемых, свидетелей или потерпевших. Учет этого обстоятельства имеет немаловажное значение для установления истины по делу. Наибольший вклад в ее выяснение психиатр-эксперт и психолог-эксперт могут внести при совместном обсуждении и интегративной оценке результатов своих исследований, т. е. в рамках именно КСППЭ.
Лекция №7 Тема:Технико-криминалистическая экспертиза документов (ТЭД).
Задачи, цель и предмет, объекты экспертизы документов:
Основные разновидности судебно-технических экспертиз документов. Подготовка материалов для экспертного исследования. Правила обращения с документами. Методики решения экспертных задач при призводстве судебно – технической экспертизы документов. Способы подделки бланков, оттисков печатей, штампов и их признаки. Техническая подделка подписей. Способы частичных изменений текста и экспертные методики по их выявлению.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1125;