Духовное производство

Общественное производство состоит из двух компонентов — из материального и духовного. Под материальным производством подразу­мевается производство материальных благ, без которых люди про­сто-напросто не смогут существовать. Это, прежде всего, продукты пита-

Греческий философ Зенон. Диоген.


ния, затем одежда и жилье. Прежде чем заниматься наукой, философией или политикой, надо есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой. Удовлетворяя свои материальные потребности, люди тем самым воспро­изводят себя как биосоциальные существа. Поэтому материальное произ­водство является главным актом жизнедеятельности людей.

Но человек становится действительным человеком лишь тогда, когда он удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности. Ведь человек — единственное существо, имеющее субъективный, духов­ный мир. А этот мир удовлетворяется лишь духовными ценностями, ко­торые производит сам же человек.

На заре человечества духовное производство непосредственно было вплетено в материальное. Низкий уровень производительных сил не по­зволял первобытным людям непосредственно заниматься духовным про­изводством: рисовать, писать, изобретать и др. Но по мере развития об­щества по восходящей линии духовное производство отделяется от материального. Оно приобретает самостоятельность. Появляются фило­софы, поэты, писатели, художники и т. д.

Уровень развития духовного производства зависит от уровня разви­тия материального производства. Чем выше уровень материального про­изводства, тем мощнее духовное производство. Богатое в экономическом отношении государство в состоянии выпускать огромное количество ки­нокартин, иметь многочисленные театры, издавать книги и газеты много­миллионными тиражами, открыть многочисленные телевизионные кана­лы... Но духовное производство обладает относительной самостоятельно­стью. Ценность духовных произведений зависит не столько от уровня ду­ховного производства, сколько от таланта их создателей. Пушкин жил в эпоху крепостного права, но создал произведения, которые по всем па­раметрам превосходят произведения современных поэтов и писателей.

Характерная черта духовных ценностей — их многоразовое потребле­ние. Материальные ценности употребляются один раз, а духовные ценно­сти употребляются каждым поколением заново. Материальные блага эпо­хи Платона давно исчезли, но мы наслаждаемся произведениями антич­ных философов и писателей, античной скульптурой и архитектурой.

В современную эпоху благодаря новейшим технологиям и технике ду­ховное производство получает невиданный размах. Миллиарды книг, журналов, статей и газет заполонили книжные лавки. Специальные мага­зины открыты для продажи духовной продукции. Но отсюда вовсе не следует, что качество, т. е. содержание и художественный аспект, совре­менных духовных творений выше, чем качество таких же творений, ска­жем, XIX в. Напротив, из современных философов, например, некого сравнить с Кантом или с Фейербахом. Такова специфика духовных цен­ностей.








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 711;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.